Тридцать восемь лет она руководила Обществом любителей изоискусства, музыки и поэзии (ОЛИМП) при областной библиотеке им.Горького.
Хотя слова «руководила» или «возглавляла» выглядят слишком официальными. Есть люди, жизнь которых не опишешь строчками биографии. Куда уместнее здесь были бы поэтические строфы или ноты какой-нибудь необыкновенной мелодии. С очень тонкими материями – звуками, красками и голосами – приходилось соприкасаться Тамаре Николаевне на протяжении всей своей творческой деятельности. Дело ее жизни – музыкальное просветительство, изучение истории музыкальной культуры рязанского края.
Первые рязанские «олимпийцы» по духу были шестидесятниками – они возродили и продолжили традицию культурных обществ, существовавших в кругах еще дореволюционной интеллигенции. Общение с хорошими людьми, разделяющими одни ценности, музыка, поэзия, живопись – все это было необходимо им, как хлеб. И в те годы все как-то счастливо сошлось – создание нотно-музыкального отдела при областной библиотеке, приезд в Рязань после окончания Саратовского библиотечного техникума Тамары Цукановой, подъем культурной жизни Рязани… Люди отменяли срочные дела – специально для того, чтобы попасть на ОЛИМП и провести вечер в обществе муз, к которым, уверен, все тогда причисляли и Тамару Николаевну – настолько артистично, умно, оригинально проводила она эти встречи с творческими людьми. «Она заказывала в библиотеке автобус «Кубань», и мы отправлялись в Суздаль на экскурсию, чтобы потом обсуждать особенности русской архитектуры. Или ехали на Старую Рязань, чтобы полнее прочувствовать лекцию об итогах археологического сезона. Тамара Николаевна брала темы, которыми мы жили», – вспоминает один из первых участников «ОЛИМПа», педагог Александр Бабий.
Не перестаешь удивляться: как ей удавалось приглашать на встречи в клуб звезд московских театров?
– Я очень благодарна своим дальним родственникам, которые свели меня с замечательным краеведом Сергеем Шульгиным. Он разослал рекомендательные письма артистам Большого театра, другим выдающимся деятелям искусства и культуры, и я ездила в Москву по этим адресам, – рассказывает Тамара Цуканова. – Помню свою поездку к солисту Большого театра, народному артисту СССР Никандру Ханаеву, с которым мы земляки. С пакетом душистых антоновских яблок приехала в Москву, зашла в сталинскую высотку, где он жил. Волновалась – все-таки знаменитость, как встретит? Как пойдет разговор? И тут открывается дверь на лестничную площадку, и я слышу теплое: «О, Тамарочка Николаевна! Родной Песочней сразу повеяло». С такими людьми мне всегда было легко, их доброжелательность обволакивала и настраивала на открытые, сердечные беседы».
Так в гостях у «ОЛИМПа» побывали Елена Образцова, Зураб Соткилава, Муслим Магомаев, Тамара Синявская, Евгений Нестеренко… К сожалению, мало сохранилось фотографий, запечатлевших Тамару Николаевну рядом с прославленными исполнителями. Организуя все эти встречи и концерты, она скромно держалась в стороне. Это сейчас стало модно вывешивать свои снимки с политиками или звездами на стенах офисов и квартир. Увидел знаменитость – и бегом к ней с фотоаппаратом, мол, вот мы с кем встречались, с кем дружбу водили…
Зачастую на обычной электричке отправлялась Тамара Цуканова в Москву за нотами и пластинками, чтобы укомплектовать ими нотно-музыкальный отдел. Прочесывала столичные магазины в поисках желанных записей. Вспоминает, как ей повезло – нашла магазин, где пластинки продавали только по безналичному расчету, поэтому и выбор был большой. Сотни редких дисков перевезла Тамара Николаевна на своих плечах.
Нашла она возможность сохранить пластинки с записями опальных исполнителей, когда по всем библиотекам страны была разослана директива изъять их из фондов. Так Рязань сберегла записи Мстислава Ростроповича.
Интересно, много ли найдется сейчас людей, готовых тратить свои деньги и время ради общественной пользы?
– Что бы вы взяли в наше время из шестидесятых годов? – спрашиваю Тамару Николаевну.
– Потребность в живом общении, взаимопомощь. И еще интерес к миру музыки и искусству, которые помогают жить. Посмотрите на участников ОЛИМПа – все они долгожители и очень деятельные люди. Я верю в то, что искусство способно изменить человека к лучшему, возвысить его. Помните у Пушкина: «Одной любви музыка уступает, но и любовь – мелодия».
На двери ее квартиры икона Богоматери «Умягчение злых сердец». Но, по-моему, злые люди сюда и не ходят. Им просто непонятно и чуждо все то, что хранится в архивах Цукановой. А для добрых гостей у Тамары Николаевны в коридоре целая полочка мягких тапочек, чай на кухне, уютный свет из-под абажура, живописные букеты в рамках от художницы Натальи Тюкиной. Женщина, умеющая создавать уют в доме, всегда талантлива.
– Бог дал Тамаре Николаевне прекрасную память и силы на то, чтобы создать уникальный архив о художественно-музыкальной жизни города и области, ставший нашим общим достоянием, – говорит Александр Бабий.
Этот кладезь записей и документов теперь служит и студентам, и профессорам, и музыкальным краеведам, идущим по стопам Цукановой. Для десятков тысяч рязанцев, знающих ее заслуги, она давно Почетный гражданин города. Не пора ли это звание закрепить уже и в документах, на уровне официального решения городских властей?
В октябре 2011 года рязанскому обществу любителей изоискусства, музыки и поэзии исполнится 45 лет. Тамара Николаевна надеется, что когда-нибудь сбудется ее мечта, и Дом Салтыкова-Щедрина в Рязани – с хорошим зрительным залом, сценой, станет Центром искусства и литературы, как он и задумывался изначально. И тогда богатейший архив, редкостные экспонаты (например, сценический костюм, в котором выступал сам Григорий Пирогов) обретут надежное пристанище.
С юбилеем Вас, Тамара Николаевна! Продолжайте согревать нас своим теплом, нам оно очень необходимо теперь.
P.S. Торжества по случаю юбилея Т.М. Цукановой состоятся 15 марта в 15 часов в Камерном зале ГКО «Рязаньконцерт».