Правительство РФ планирует утвердить сценарные условия и параметры социально-экономического развития страны на 2012–2014 годы, а также основные направления налоговой, таможенной и тарифной политики к маю. А к началу лета – определить ключевые характеристики федерального бюджета, включая объемы доходов и расходов, ограничения по бюджетному дефициту. Планируется, что в Госдуму документ попадет уже осенью.
Как заявил в ходе совещания в Белом доме премьер-министр Владимир Путин, в основу бюджетного планирования и работы Правительства с 2012 года будут положены долгосрочные государственные программы. «Всего предстоит подготовить 42 госпрограммы, в апреле они должны быть внесены в Правительство. Особое внимание прошу уделить их финансовой сбалансированности», – подчеркнул премьер.
Правительство РФ будет исходить из необходимости проведения жесткой бюджетной политики. «В ближайшие годы нам важно решить проблему дефицита федерального бюджета, свести его к нулю, вновь начать накапливать наши резервы», – заметил Владимир Путин.
А это означает, что будут приняты самые серьезные меры по контролю за реализацией государственных программ и проектов. В этой связи большое значение имеет эффективность работы органов контроля – счетных палат и контрольно-ревизионных органов на местах.
Об этом говорил и руководитель Счетной палаты России Сергей Степашин в ходе селекторного совещания со своими региональными коллегами, состоявшегося 17 марта. Он отметил, что сегодня актуальным является вопрос «выбора пути дальнейшего развития экономики». «Одним из вариантов становится переход на систему, в которой механизм финансового регулирования строился бы на потенциально новом уровне». Этому должно способствовать вступление в силу нового федерального закона, который регламентирует работу контролирующих органов и утверждает несколько принципиальных моментов. Так, за деятельностью аудиторов будет закреплен термин «внешний финансовый контроль» (отделив их от структур в системе исполнительной власти), а кроме того, они получат полномочия по анализу эффективности использования бюджетных средств.
Сергей Степашин особо отметил важность соблюдения принципа независимости аудиторов: «Многие коллеги оказались не совсем удобными некоторым руководителям субъектов РФ и вынуждены были покинуть свои посты».
Глава Счетной палаты полагает, что противодействие возникает отнюдь не на ровном месте, а там, где «больше всего нарушений», где «есть попытки подмять под себя независимые органы финансового контроля».
Как выход из ситуации, Сергей Степашин видит увеличение срока службы руководства контролирующих органов до 6 лет. «Их срок должен превышать срок, на который избираются члены региональных законодательных собраний, в чью компетенцию входит назначение лиц на посты контролирующих органов», – подытожил Сергей Степашин.