Несколько лет назад, занимаясь изучением агиографических сочинений, входящих в муромо-рязанский литературный цикл, – житийной повести о святых Петре и Февронии, Муромских чудотворцах, жития благоверного князя Константина и его сыновей Михаила и Феодора, жития Юлиании Лазаревской (Муромской), а также интерпретацией этих произведений средневековой русской словесности в творчестве писателей XIX–XX веков, мне пришлось обратиться к исследованию Николая Павловича Кашина «Этюды об А.Н. Островском», первый том которого издан
в Москве в 1912 году.
В своем труде ученый рассматривает источники некоторых пьес великого драматурга, в частности, драматической хроники в списках «Козьма Захарьич Минин-Сухорук» из эпохи Смутного времени. Среди источников этого произведения Н.П. Кашин анализирует «Житие Юлиании Лазаревской» – памятник древнерусской литературы XVII века.
Муромская подвижница Иулиания Устиновна Осорьина, названная выдающимся русским историком В.О. Ключевским среди «добрых людей» Древней Руси, прославилась своею бескорыстной помощью больным, нищим, убогим, голодным, заключенным в темницы. Она глубоко восприняла евангельскую заповедь Иисуса Христа о любви к ближнему, поэтому неустанно служила Богу и людям в миру. О подвижнической жизни своей святой матери рассказал в житии ее сын Калистрат Осорьин, губной староста города Мурома.
Черты святой праведной мирянки Иулиании Устиновны Осорьиной, ставшей после смерти Лазаревской, названной так по месту ее погребения в селе Лазареве, Н.П. Кашин видит в одном из женских образов драматической хроники А.Н. Островского «Козьма Захарьич Минин-Сухорук» – боярской вдовы Марфы Борисовны, которая жертвует на нужды ополчения для освобождения Москвы от иноземцев всю казну, оставленную мужем. Исследователь видит общее в лучших из русских женщин – стремление к самопожертвованию, бескорыстную заботу о ближних, милосердие, желание помочь общему делу.
Книга Н.П. Кашина «Этюды об А.Н. Островском» очень помогла мне в работе над статьями «Житие Юлиании Лазаревской» в русской литературе Нового времени (XIX век)» и «Образ святой мирянки Юлиании Лазаревской в творчестве русских писателей второй половины XIX века». Обе они увидели свет на страницах журналов «Вестник литературного института» и «Древняя Русь. Вопросы лингвистики». Такова предыстория… В исследовании «Этюды об А.Н. Островском», равно как и в других своих трудах, Николай Павлович Кашин предстает серьезным историком литературы, глубоким источниковедом, незаурядным текстологом.
Впоследствии я узнала, что Н.П. Кашин был мужем Лидии Ивановны Кашиной, дочери московского миллионера И.П. Кулакова, владельца не только столичных домов, но и помещичьей усадьбы в селе Константиново Рязанской губернии.
Лидия Кашина – одна из прообразов главной героини поэмы Сергея Есенина «Анна Снегина». Как вспоминала сестра поэта А.А. Есенина, ей посвящены стихи «Зеленая прическа», «Не напрасно дули ветры…»
Лидия Кулакова (1886–1937 гг.) вступила в брак с Николаем Павловичем Кашиным (1874–1939 гг.) в мае 1905 г. Познакомились будущие супруги в 1904 году, когда молодой филолог Кашин давал уроки словесности брату Лидии Ивановны Борису на кондициях (т.е. по договору с отцом). Между молодыми людьми вспыхнуло настоящее чувство. Несмотря на протесты отца, Лидия пренебрегла сословными предрассудками и вышла замуж за учителя. К этому времени она окончила Александровский институт благородных девиц, получила блестящее воспитание и образование.
Николай Павлович Кашин в 1898 году окончил Императорский Московский университет, преподавал в гимназиях и училищах Елизаветграда, Москвы, Тулы, занимался научными исследованиями, был сотрудником Государственного исторического музея, давал частные уроки. К 1911 году у него уже было 48 работ, посвященных анализу творчества драматурга А.Н. Островского. После Октябрьской революции он стал профессором. Но к этому времени супруги Кашины уже разошлись. В 1918 году оформили развод, хотя их дети – Нина и Георгий – не знали о разрыве до 1920 года, так как родители не посвящали их в свои размолвки.
В 1926 году Н.П. Кашина избрали действительным членом Академии художественных наук по театральной секции и секретарем подсекции истории театра. До самой смерти Н.П. Кашин занимался своим любимым делом – исследованием творчества великого драматурга А.Н. Островского. Под его редакцией изданы сочинения писателя. По его инициативе создан памятник А.Н. Островскому у Малого академического театра.
В 2007 г. научно-методический журнал «Современное есениноведение», издаваемый Рязанским государст-
венным университетом им. С.А. Есенина (главный редактор – профессор О.Е. Воронова) опубликовал мою статью «Николай Павлович Кашин – ученый-литературовед» (№7). В статье больше данных о научной деятельности академика Н.П. Кашина, чем биографических сведений.
А через два года после выхода моей статьи в июле 2009 года в адрес Рязанского заочного института культуры (филиал) Московского государственного университета культуры и искусства, в котором я несколько лет читала лекции по древнерусской литературе, по электронной почте пришло письмо от родственника Н.П. Кашина Константина Кашина – студента из Соединенных Штатов Америки. В частности, он пишет, что исследует свое родословное древо, является родственником профессора Н.П. Кашина, о котором О.Б. Хабарова написала статью в журнале «Современное есениноведение» (№1007, №7). Он просил помочь связаться с автором статьи. Это был первый отклик, который очень порадовал меня. Думаю, и многих есениноведов.
Как выяснилось из дальнейшего общения с Константином Всеволодовичем Кашиным, он окончил университет в городе Браун, сейчас учится в аспирантуре Гарвардского университета. Ему двадцать два года. Родился в Москве, где учились его родители. Они по специальности программисты.
В раннем детстве родители увезли его в США, где он окончил школу, университет, получил специальность политолога. Его диссертация будет посвящена странам Восточной Европы. Он неплохо владеет русским языком. Мы общаемся с ним и по электронной почте, и по мобильной связи.
Изучением своей родословной Константин Кашин занимается в свободное время. В очередном письме он сообщил, что Николай Павлович Кашин доводился дядей или двоюродным дядей его прадедушке – Николаю Сергеевичу Кашину. Точнее он не может сказать, ибо сейчас как раз пытается установить эту связь. Примечательно, что его прадедушка был учителем русского языка и литературы.
Особо отмечаю, что Константин Кашин живо интересуется творчеством нашего земляка, великого национального поэта России Сергея Есенина, стихи которого он читает по-русски.
Многое читал он и о семье Николая Павловича и Лидии Ивановны Кашиных. Использует любую возможность связи с Россией, где последний раз был пять лет назад.
О моей статье Константин узнал из Интернета. В данном случае «всемирная паутина» сыграла положительную роль, способствуя диалогу нескольких эпох и поколений, показывая связь Сергея Есенина и его окружения с нашим днем, с ХХI веком. В минувшем декабре мы в очередной раз обменялись письмами. Константин поблагодарил меня за присланную статью, пообещал писать, несмотря на большую занятость в университете, работу над диссертацией. Надеюсь, что диалог наш не прервется…
Сердечно благодарю Елену Викторовну Зубову, заведующую отделом автоматизации Рязанской центральной городской библиотеки имени С.А. Есенина, которая помогает мне вести электронную коммуникацию с родственником академика Н.П. Кашина, живущим на другом континенте.
О.Б. Хабарова,
филолог-исследователь
г. Москва