06:54 МСК
Суббота
16 / 08 / 2025
3534

Через годы, через расстоянья

Интернет помог найти родственника Лидии и Николая Кашиных

Несколько лет назад, занимаясь изучением агиографических сочинений, входящих в муромо-рязанский литературный цикл, – житийной повести о святых Петре и Февронии, Муромских чудотворцах, жития благоверного князя Константина и его сыновей Михаила и Феодора, жития Юлиании Лазаревской (Муромской), а также интерпретацией этих произведений средневековой русской словесности в творчестве писателей XIX–XX веков, мне пришлось обратиться к исследованию Николая Павловича Кашина «Этюды об А.Н. Островском», первый том которого издан
в Москве в 1912 году.

В своем труде ученый рассматривает источники некоторых пьес великого драматурга, в частности, драматической хроники в списках «Козьма Захарьич Минин-Сухорук» из эпохи Смутного времени. Среди источников этого произведения Н.П. Кашин анализирует «Житие Юлиании Лазаревской» – памятник древнерусской литературы XVII века.

Муромская подвижница Иулиания Устиновна Осорьина, названная выдающимся русским историком В.О. Ключевским среди «добрых людей» Древней Руси, прославилась своею бескорыстной помощью больным, нищим, убогим, голодным, заключенным в темницы. Она глубоко восприняла евангельскую заповедь Иисуса Христа о любви к ближнему, поэтому неустанно служила Богу и людям в миру. О подвижнической жизни своей святой матери рассказал в житии ее сын Калистрат Осорьин, губной староста города Мурома.

Черты святой праведной мирянки Иулиании Устиновны Осорьиной, ставшей после смерти Лазаревской, названной так по месту ее погребения в селе Лазареве, Н.П. Кашин видит в одном из женских образов драматической хроники А.Н. Островского «Козьма Захарьич Минин-Сухорук» – боярской вдовы Марфы Борисовны, которая жертвует на нужды ополчения для освобождения Москвы от иноземцев всю казну, оставленную мужем. Исследователь видит общее в лучших из русских женщин – стремление к самопожертвованию, бескорыстную заботу о ближних, милосердие, желание помочь общему делу.

Книга Н.П. Кашина «Этюды об А.Н. Островском» очень помогла мне в работе над статьями «Житие Юлиании Лазаревской» в русской литературе Нового времени (XIX век)» и «Образ святой мирянки Юлиании Лазаревской в творчестве русских писателей второй половины XIX века». Обе они увидели свет на страницах журналов «Вестник литературного института» и «Древняя Русь. Вопросы лингвистики». Такова предыстория… В исследовании «Этюды об А.Н. Островском», равно как и в других своих трудах, Николай Павлович Кашин предстает серьезным историком литературы, глубоким источниковедом, незаурядным текстологом.

Впоследствии я узнала, что Н.П. Кашин был мужем Лидии Ивановны Кашиной, дочери московского миллионера И.П. Кулакова, владельца не только столичных домов, но и помещичьей усадьбы в селе Константиново Рязанской губернии.

Лидия Кашина – одна из прообразов главной героини поэмы Сергея Есенина «Анна Снегина». Как вспоминала сестра поэта А.А. Есенина, ей посвящены стихи «Зеленая прическа», «Не напрасно дули ветры…»

Лидия Кулакова (1886–1937 гг.) вступила в брак с Николаем Павловичем Кашиным (1874–1939 гг.) в мае 1905 г. Познакомились будущие супруги в 1904 году, когда молодой филолог Кашин давал уроки словесности брату Лидии Ивановны Борису на кондициях (т.е. по договору с отцом). Между молодыми людьми вспыхнуло настоящее чувство. Несмотря на протесты отца, Лидия пренебрегла сословными предрассудками и вышла замуж за учителя. К этому времени она окончила Александровский институт благородных девиц, получила блестящее воспитание и образование.

Николай Павлович Кашин в 1898 году окончил Императорский Московский университет, преподавал в гимназиях и училищах Елизаветграда, Москвы, Тулы, занимался научными исследованиями, был сотрудником Государственного исторического музея, давал частные уроки. К 1911 году у него уже было 48 работ, посвященных анализу творчества драматурга А.Н. Островского. После Октябрьской революции он стал профессором. Но к этому времени супруги Кашины уже разошлись. В 1918 году оформили развод, хотя их дети – Нина и Георгий – не знали о разрыве до 1920 года, так как родители не посвящали их в свои размолвки.

В 1926 году Н.П. Кашина избрали действительным членом Академии художественных наук по театральной секции и секретарем подсекции истории театра. До самой смерти Н.П. Кашин занимался своим любимым делом – исследованием творчества великого драматурга А.Н. Островского. Под его редакцией изданы сочинения писателя. По его инициативе создан памятник А.Н. Островскому у Малого академического театра.

В 2007 г. научно-методический журнал «Современное есениноведение», издаваемый Рязанским государст-
венным университетом им. С.А. Есенина (главный редактор – профессор О.Е. Воронова) опубликовал мою статью «Николай Павлович Кашин – ученый-литературовед» (№7). В статье больше данных о научной деятельности академика Н.П. Кашина, чем биографических сведений.

А через два года после выхода моей статьи в июле 2009 года в адрес Рязанского заочного института культуры (филиал) Московского государственного университета культуры и искусства, в котором я несколько лет читала лекции по древнерусской литературе, по электронной почте пришло письмо от родственника Н.П. Кашина Константина Кашина – студента из Соединенных Штатов Америки. В частности, он пишет, что исследует свое родословное древо, является родственником профессора Н.П. Кашина, о котором О.Б. Хабарова написала статью в журнале «Современное есениноведение» (№1007, №7). Он просил помочь связаться с автором статьи. Это был первый отклик, который очень порадовал меня. Думаю, и многих есениноведов.

Как выяснилось из дальнейшего общения с Константином Всеволодовичем Кашиным, он окончил университет в городе Браун, сейчас учится в аспирантуре Гарвардского университета. Ему двадцать два года. Родился в Москве, где учились его родители. Они по специальности программисты.

В раннем детстве родители увезли его в США, где он окончил школу, университет, получил специальность политолога. Его диссертация будет посвящена странам Восточной Европы. Он неплохо владеет русским языком. Мы общаемся с ним и по электронной почте, и по мобильной связи.

Изучением своей родословной Константин Кашин занимается в свободное время. В очередном письме он сообщил, что Николай Павлович Кашин доводился дядей или двоюродным дядей его прадедушке – Николаю Сергеевичу Кашину. Точнее он не может сказать, ибо сейчас как раз пытается установить эту связь. Примечательно, что его прадедушка был учителем русского языка и литературы.

Особо отмечаю, что Константин Кашин живо интересуется творчеством нашего земляка, великого национального поэта России Сергея Есенина, стихи которого он читает по-русски.

Многое читал он и о семье Николая Павловича и Лидии Ивановны Кашиных. Использует любую возможность связи с Россией, где последний раз был пять лет назад.

О моей статье Константин узнал из Интернета. В данном случае «всемирная паутина» сыграла положительную роль, способствуя диалогу нескольких эпох и поколений, показывая связь Сергея Есенина и его окружения с нашим днем, с ХХI веком. В минувшем декабре мы в очередной раз обменялись письмами. Константин поблагодарил меня за присланную статью, пообещал писать, несмотря на большую занятость в университете, работу над диссертацией. Надеюсь, что диалог наш не прервется…

Сердечно благодарю Елену Викторовну Зубову, заведующую отделом автоматизации Рязанской центральной городской библиотеки имени С.А. Есенина, которая помогает мне вести электронную коммуникацию с родственником академика Н.П. Кашина, живущим на другом континенте.

О.Б. Хабарова,

филолог-исследователь

г. Москва

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 46 (3849) от 18 марта 2011 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
Книжные новинки
Наринэ Абгарян «Манюня пишет фантастичЫскЫй роман»
Елена Сафронова
Вернуть первозданный смысл слову
Такую миссию взяла на себя юный прозаик из Скопина Настя Ершова
Виктор Баженов
Читайте в этом номере: