03:42 МСК
Суббота
16 / 08 / 2025
1743

Торговое сословие

Мы с Зинаидой лежали вместе в больнице. У меня была одна «болячка», у нее – миллион… Так, по крайней мере, говорила она сама. Это не мешало ей, пользуясь тем, что отделением заведовала ее близкая подруга, отлучаться по временам в свой маленький городской дом с огородиком, где уже созревали (дело было летом) огурцы. Ими Зинаида щедро угощала всех обитательниц нашей палаты. Мы с удовольствием хрустели первым огородным продуктом, толковали о своем житье-бытье, преимущественно жалуясь на него. Зинаида переживала, какая скоро у нее будет маленькая учительская пенсия. Расставались мы с ней почти подружками, ну а потом, как водится, почти друг о друге забыли.

Встретились снова, наверное, года через полтора. «Как жизнь, как здоровье?» – первым делом спросила Зинаида. «Какое там здоровье», – привычно начала ныть я. Подружка какое-то время внимательно слушала. «А знаешь, – наполнились торжествующим светом ее глаза, – я чувствую себя превосходно! Я пью один чудесный витамин, рекомендую его всем, и тебе по старой дружбе достану – да вот он как раз у меня с собой».

Если бы этот разговор состоялся во времена первоначального распространения гербалайфа, когда большинство из нас были перед сетевыми компаниями как те молодые зеленые огурчики, я бы, наверное, заинтересовалась «чудесным витамином» и купила его. Теперь же все было пройдено, сетевые распространители испытаны… Но расстаться с Зинаидой просто так я не могла: пришлось приобрести у нее «расчудесную» массажную щеточку.

Так с тех пор и повелось. «Смотри, что у меня есть, специально для тебя», – говорит при нашей встрече Зинаида и достает какой-нибудь флакон, выставляя его передо мной и как-то очень красиво, округло обводя этот предмет рукою…

Кстати, один взрослый серьезный человек говорил мне, что его первая учительница, рассказывая детям о какой-то книжке, так бережно держала ее и пролистывала, красиво двигая в это время рукой, что он это движение на всю жизнь запомнил.

Может быть, и Зинаида позаимствовала похожий жест из своей учительской практики, а теперь использует для того, чтобы всучить мне свой товар. Я стараюсь не попадаться. Я не верю во все эти «чудодейственные» средства, которые могут удлинить ресницы в два раза и разгладить морщинки лица ровно на 85 процентов, и не хочу, чтобы меня «разводили». Правда, кое-что я у Зинаиды все-таки приобрела: какой-то «необыкновенно эффективный» пятновыводитель, который все не знаю, где использовать, салфетку… В общем, по мелочам. Вижу, что Зинаида очень недовольна тем, что ее хлопоты, вся магия обольщения не окупаются. Время бесплатных огурчиков для нас безвозвратно прошло. И я не знаю, как к этому относиться.

С одной стороны, я рада за подружку: не сробела, став пенсионеркой, ведет активный образ жизни да еще «навар» имеет. Со стороны другой… Как-то коробит меня этот «флирт за плату».

Написать обо всем решила вот по какой причине. В нашем обществе заговорили о сословиях. Один из известных публицистов даже сказал, что, на его взгляд, выборы лучше было бы проводить не от партий, а от сословий. Но их пока нет. В какой-то степени сформировавшимся можно считать лишь сословие предпринимателей, торговых людей.

Хорошо или плохо – сословия? Я об этом судить не берусь. Так же, как и о том, что люди торговые идут у нас во главе прогресса. Может быть, лучше, чтобы вначале выросло ну, скажем, рабочее сословие, чтобы было чем торговать?..

Однозначно мне не хочется того, чтобы торговый дух проникал, так сказать, в сферу духа. Сказано весьма высокопарно, но сейчас я постепенно начну снижать пафос, и посмотрите, к чему мы придем.

К сфере духа, несомненно, относится школа, где растят граждан страны, образовывая и воспитывая их, а говоря нынешними словами, – оказывая им образовательные услуги. Вот так. За услуги надо платить и, исходя из новой системы оплаты труда, очень и очень дифференцированно, что порождает, на мой взгляд, какой-то торгово-бюрократический подход.

Дело в том, что труд учителя штангенциркулем не измеришь. А в некоторых школах пытаются заменить этот ремесленный инструмент «критериями», которых порою набирается масса. И сидят потом педагоги долгими часами, обсуждая, кто какого критерия достоин, да перемножая их на оценочные баллы. Конечно, главная причина такой кропотливости в том, что государство пока не очень раскошеливается на оплату «учительских услуг». Но ведь так и до абсурда можно дойти. Скажем, видит учитель дерущихся мальчишек и – первый вопрос в его голове: «Заплатят мне за то, что я разниму их, или нет?»

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 50 (3853) от 24 марта 2011 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
Площадка для творчества
На протяжении семи лет в нашем регионе действует областная заочная школа детского литературного творчества. В рамках работы школы прошла конференция «Литература и мы», в которой приняло ...
Вероника Шелякина
«Времена года»
Персональная выставка рязанского художника Александра Абрамова открылась в Желанновском краеведческом музее
Собственная информация
Читайте в этом номере: