В прошлом году семья Кручининых из Тумы стала участницей подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище». В сентябре они получили сертификат для покупки своего жилья. Эта необычная семья примечательна тем, что, помимо своих двоих детей, у них ещё двое приёмных. О том, как живётся многодетной семье, какие трудности она испытывает, о планах на ближайшее будущее я решила узнать у самих Кручининых.
Папа Алексей был на работе, а дома – мама Ирина с детьми. В прихожей меня встретили четыре пары настороженно изучающих глаз. Я улыбнулась и сказала: «Здравствуйте, я пришла вас фотографировать». На лицах появились озорные улыбки: кто же из детей не любит фотографироваться? Меня пригласили в комнату, где повсюду лежали игрушки, а на стене висели ребячьи рисунки. Дети почувствовали, что я ими заинтересовалась, и тут же принялись показывать, кто что нарисовал. Перебивая друг друга, пятилетняя Алёна, четырёхлетний Никита, трёхлетняя Марина и двухлетний Тимур рассказывали о своих шедеврах. Потом мы договорились, что я позову их фотографироваться попозже, и малыши с визгом убежали играть в другую комнату. Осталась с нами лишь Мариночка, которая сидела рядом с мамой, как будто боялась её отпустить.
Наш с Ириной разговор постоянно прерывался, она отвлекалась, чтобы уделить необходимое внимание детям. А по-другому и быть не может, она же мать четырёх малышей-погодков. А им и помощь, и постоянный контроль требуются. Пока мы разговаривали, через комнату то и дело пробегали, весело смеясь, трое непосед. Пришлось Ирине Алёнку из комнаты вызволять, дверь за ней захлопнулась, потом котят от детей в другую комнату унести. «Дети постоянно их тискают, уже поцарапаны все», – поясняет Ирина.
Чтобы привлечь внимание, Мариночка то и дело спрашивала у меня, показывая на сумку, заколку, разные части одежды: «Тёть, а это что?»
За всей этой милой суетой время пролетело незаметно. Ирина рассказала, что как только поженились с Алексеем, сразу решили завести полный дом детей. Но у молодой женщины неожиданно обнаружились проблемы со здоровьем. Тогда они стали собирать документы на усыновление. Им было всё равно, кого принимать в семью – мальчика или девочку, главное, чтобы в доме слышался детский смех.
Природа загадочным образом реагирует на то, что женщина становится матерью, пусть даже приемной. Врачи любят рассказывать такие истории: стоит взять в дом ребенка, полюбить его, и происходит чудо. В 2006 году у Кручининых случилось радостное событие – родился сын Никита. Но от мысли о приёмном ребёнке они не отказались – и удочерили Алёну. Девочке было около года, она тогда сильно отставала в развитии. «Было такое впечатление, что ребёнка подменили, – говорила Ирина. – Когда проходило знакомство, ребёнок был энергичный и весёлый, а после больницы девочка стала всего бояться». Перед тем, как отдать ребенка в приёмную семью, его обследуют в лечебном учреждении, и больничная обстановка таким образом сказалась на девочке.
Постепенно Марина освоилась и начала тянуться за Никитой. Получилось, что не мальчик у старшей сестры всему учился, а наоборот. Никита пошёл в год, а Алёна вместе с ним почти в два. И сейчас она всё повторяет за братом. Я обратила внимание, что девочка очень общительная и сообразительная. Верю, всё будет у неё хорошо.
В 2008 году у супругов родился второй сын – Тимур и они удочерили ещё одну девочку – Марину. С ней, как рассказывает Ирина, вообще проблем не было. Она отличается от остальных детей спокойствием, мамина помощница. У Алены музыкальные способности проявляются – петь любит, а Тимур, наверное, скалолазом будет, ему всё залезть куда-то наверх хочется.
В доме, в котором сейчас живет эта большая семья, много комнат. Детям есть где побегать, поиграть. Сначала жильё принадлежало родственникам, которые терпеливо ждали, когда Кручинины его освободят либо выкупят. Супруги хотели найти дом поновее, чтобы он тоже был просторным. Кручинины оформили кредит на приобретение жилья и со временем определились с выбором – купили этот, ставший родным дом.
С самого начала они задумали: как только решится жилищный вопрос, взять ещё ребёнка. «Мы готовы даже двоих усыновить, если они будут братом и сестрой», – говорит Ирина.
«Трудно ли быть родителями такой большой семьи?» – задала я вопрос Алексею. Он только что пришёл домой на обед. «Уже привыкли», – сказал он, обнимая подбежавших к нему детей. А Ирина призналась, что даже когда на час из дома уходит, скучает по детям. В детский сад отдавать детей пока не собираются. Занятия проводит с ними дома. Читает им сказки, все вместе ребята рисуют, а общения им и так хватает.
Провожая меня, вся семья смотрела в окно, а малышня радостно помахала на прощание руками. Четверо детских лиц, прижатых к стеклу, забавных и веселых, запомнятся надолго. Кто знает, может, в этом доме их станет больше.
Алёна Миронова
Клепиковский район