Вам кажется, что мы преувеличиваем демографический оптимизм? А теперь составьте себе труд припомнить, сколько ваших знакомых в последние годы решились иметь ребенка после 30 лет. Уверена, насчитаете несколько таких великовозрастных счастливых мамочек. Это у нас их по привычке называют поздно родящими, а такие роды – чуть не патологией. В мире рождению ребенка после 35 и даже после 40 лет никто давно не удивляется. Это повседневная и повсеместная практика.
Коэффициент рождаемости в России растет все последние годы. В 2009-м в первый и, кажется, в последний раз зафиксирован прирост населения в стране. Специалисты говорят, что это миграционный прирост, и в последующие годы его может и не быть. Тем не менее, численность населения России почти стабилизировалась начиная с 2008 года. Естественная убыль в прошлом году сократилась до 241,4 тыс. человек, в 2009 году она составляла 248,8 тыс. На две трети эта убыль компенсирована миграционным приростом, причем тех, кто прибыл в страну на постоянное жительство.
С рождаемостью все сложнее. Мы не раз и не два слышали и читали, что рождаемость в России растет, несмотря на кризисы, наводнения и пожары. Растет она и в Рязанской области. Государство материально стимулирует рост рождаемости, как может. Но демографы высказывают опасение, что нынешний рост рождаемости связан не с трогательной заботой государства, а с тем, что сейчас, во второй половине нулевых, рожает поколение, появившееся на свет перед распадом СССР, последнее советское поколение. В начале 90-х был демографический провал, девочек появилось на свет мало, а следовательно, нас ждет новый спад рождаемости в начале 2010-х.
Но демографы наблюдают и другую закономерность – отодвигание возраста, в котором происходит рождение детей. Те, кому от 15 до 19 или от 20 до 24, лет, и сегодня рожают меньше, чем в 1990 году. Те же женщины, которым от 25 до 29 лет, сегодня восстановили уровень рождаемости в этом возрасте, приходившийся на 1990 год. Женщины в возрасте от 30 до 39 лет рожают сегодня в два раза чаще, чем двадцать лет назад. И первого ребенка в том числе.
Социологи говорят, что новый хозяйственный уклад удлинил период подготовки к рождению детей, добавил время на почти обязательное сейчас высшее образование, повысил требования к условиям, при которых женщина считает возможным родить ребенка. Если тогда, когда были молодыми наши мамы, рождение ребенка позволяло встать в очередь на получение квартиры, то теперь ситуация коренным образом изменилась. Теперь молодая семья предпочитает обзавестись квартирой раньше, чем ребенком.
В науке этот период получил название второго демографического перехода. Все развитые европейские страны столкнулись с модернизацией семьи, связанной с высокими требованиями к уровню образования и благосостояния, взаимным участием супругов в формировании доходов, растущей финансовой и социальной самостоятельностью детей, повышением контроля над рождаемостью. Современный человек сам настраивает календарь важнейших событий в своей жизни, самостоятельно решает, когда учиться, а когда жениться. Именно с этим связано рождение первого ребенка современными женщинами в возрасте ближе к 30 годам. Демографов беспокоит эта тенденция, обнаружившая себя и в России. Женщина, поздно ставшая матерью, может не решиться иметь второго и третьего ребенка, у нее для этого остается меньше времени. Отсюда – рекордно низкий коэффициент рождаемости.
Но заведующий лабораторией Центра демографии и экологии человека при РАН Сергей Захаров, например, не столь категоричен в оценках. Во-первых, многие страны Европы после затянувшегося демографического перехода, пройдя полосу исторического минимума рождаемости, вошли в полосу ее роста. Во Франции сегодня самая высокая рождаемость среди развитых стран Европы, и базируется она на позднем материнстве. В этом смысле Россия вслед за православной Грецией движется по курсу, проложенному Францией. Во-вторых, по мнению С. Захарова, в России сохраняется идеал двухдетной модели семьи, что препятствует дальнейшему снижению рождаемости. Так что есть основания для надежды на рост рождаемости в нашей стране. Вопреки самым мрачным прогнозам.