Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, провел совещание по вопросам дальнейшего развития программ Фонда, направленных на социальную поддержку детей-инвалидов и семей, воспитывающих таких детей. К участию в обсуждении были приглашены представители министерств и ведомств, члены экспертного совета Фонда, а также представители НКО и общественных организаций, занимающихся данной проблематикой.
«Основная слабость социальных институтов, которые поддерживают семьи с детьми-инвалидами, – в отсутствии комплексного подхода в организации помощи, – сообщила председатель правления Фонда Марина Гордеева, открывая встречу. – Мы видим задачу Фонда в том, чтобы стимулировать регионы к выстраиванию такой работы с детьми-инвалидами, когда различные ведомства будут взаимодействовать и дополнять друг друга в предоставлении услуг для реабилитации таких детей по месту жительства».
Приглашенные эксперты отметили необходимость работы по преодолению стереотипов у специалистов. Зачастую врачи рекомендуют семьям, в которых родился ребенок с нарушениями развития, передать его в интернат, вместо того чтобы направить на консультации к соответствующим специалистам. Подобный подход значительно затрудняет начало социальной реабилитации этих детей и семей.
Еще одна проблема, препятствующая эффективной работе, – крайне слабое взаимодействие комиссий медико-социальной экспертизы и психолого-медико-педагогических комиссий. В таких условиях составление эффективной индивидуальной программы реабилитации и оптимального образовательного маршрута для ребенка просто невозможно.
Участниками совещания было предложено включить в программы Фонда по данному направлению следующие блоки:
– раннее сопровождение детей-инвалидов. Сразу после рождения ребенка у его родителей должен быть доступ как к медицинским, так и к психологическим и педагогическим услугам по месту жительства;
– создание служб социальных помощников семьям, воспитывающим детей-инвалидов. Подобные службы значительно облегчают психологическое состояние родителей, а также дают возможность родителям устроиться на работу;
– содействие получению профессионального образования на базе школ и социально-реабилитационных центров (в том числе посредством дистанционного обучения);
– развитие учреждений интегрированного проживания выпускников учреждений образования и социальной защиты, молодых инвалидов в целях улучшения качества их жизни, организации труда и социального обслуживания;
– выстраивание межведомственной технологии работы, в том числе проведение обучения сотрудников учреждений и ведомств, непосредственно работающих с детьми-инвалидами и их семьями.
Эксперты также акцентировали внимание на необходимости внедрения в практику работы следующих компонентов:
– внедрение сетевой терапии. Этот метод уже активно используется при работе с неблагополучными семьями, а вот для работы с семьями с детьми-инвалидами его не применяют, хотя его возможности позволяют проводить эффективную социальную реабилитацию этой категории граждан;
– проведение мониторинга качества оказываемой помощи, а также разработка и внедрение индекса толерантности по отношению к семьям с детьми-инвалидами;
– разработка технического регламента для оборудования учебных помещений для каждой категории детей-инвалидов, а также программно-методического сопровождения учебно-воспитательного процесса в качестве необходимых условий развития инклюзивного образования.
Рекомендации, озвученные в ходе обсуждения, будут использованы при составлении программного плана Фонда, который будет реализовываться с 2012 года. Так что у нашего региона есть возможность внести свои предложения и принять участие в реализации проекта.