Концепция развития УИС стала руководством к действию для сотрудников пенитенциарной системы страны еще в конце прошлого года. Казалось бы, тезисы, выдвинутые в документе, отражают реальные «болевые» точки уголовно-исполнительной системы и предлагают действенные способы проведения необходимых реформ всего механизма УИС. Однако у людей сведущих изменения вызвали массу вопросов.
РосУИС на пути к евростандартам
Уже сегодня эксперты называют реформу уголовно-исполнительной системы самой крупномасштабной реформой последних лет. Первый этап «глобального» передела уже стартовал – идет активный процесс изменения законодательства. Поправки в Уголовный кодекс страны даже на стадии обсуждения выглядели двоякими и неоднозначными, однако, по мнению специалистов, эти изменения способны приблизить российскую уголовно-исполнительную систему к европейским стандартам. Предполагается, что в целом реформа, которая будет проводиться вплоть до 2020 года, обновит не только «внешнюю» сторону пенитенциарной системы, но и приведет к переменам в сознании как спецконтингента, так и тех, кто с этим контингентом тесно соприкасается (последних, к слову сказать, будет намного больше, чем сейчас). Так, к примеру, роль судей при определении (или изменении) меры наказания изменится.
Судейское взяточничество будет побеждено
Обновленная «версия» УИС обещает, что уже в ближайшем будущем служители Фемиды будут искать к подсудимым или уже осужденным (при рассмотрении прошения условно-досрочного освобождения) индивидуальный подход, при этом оставаясь беспристрастными. Помогут им в этом общественники. Именно люди «сторонние» будут следить за тем, чтобы отношение сотрудников исправительных учреждений и суда к осужденному было непредвзятым. Как это будет у них получаться, пока неизвестно, зато после необходимых изменений фактов проявления коррупции будет много меньше. «Систему УДО нужно менять коренным образом, делать ее прозрачной и понятной. Сейчас она настолько подвержена коррупции, что теряет свой смысл», – считает руководитель ФСИН России Александр Реймер. А вот представители пострадавших сторон с этим изменением совершенно не согласны. По их мнению переброс «голосов» на сторону обычных граждан приведет к тому, что в спецучреждения «нужные» люди попадать не будут, или же мера наказания, применяемая к ним, будет сильно смягченной.
За клевету больше не посадят
Еще одной поблажкой для слегка «оступившихся» на пути закона становятся изменения в списках мер применяемых наказаний. По 68 составам преступлений, среди которых незаконное предпринимательство, клевета, нарушение тайны переписки и телефонных переговоров, исключены нижние пределы санкций в виде лишения свободы. Верхние пределы, которые определяют степень общественной опасности, остались прежними, предоставив суду право дифференцированно подходить к определению меры наказания, не связанной с лишением свободы. Также для ряда «легких» преступлений основные виды наказаний пополнили штрафы и исправительные работы. В то же время наказания за убийство, изнасилование, контрабанду, противоправные действия против свободы, чести, достоинства личности, против семьи и несовершеннолетних, смягчаться не будут.
В результате реформы колонии прекратят свое существование
Эти спецучреждения будут перепрофилированы в тюрьмы, режим содержания в которых, как известно, намного строже. Вместе с тем упор делается и на «развитие» колоний-поселений, которые пополнят осужденные по «легким» и «средним» статьям УК РФ. Содержание в СИЗО сократит срок заключения после приговора. Один день, проведенный в следственном изоляторе, приравнивается к полутора суткам колонии. А вот соотношение времени пребывания в СИЗО и тюрьме остается прежним – 1:1.
Среди нововведений – и всеобщая компьютеризация ФСИН. С применением новых технологий будет изменена система охраны тюрем, а папки с личными делами осужденных заменят электронные дневники, в которых будет отражаться информация о проведенной с заключенным работе, его физическом состоянии и многое другое. Конечно, в результате реформы многие виды деятельности будут автоматизированы, что позволит перенаправить определенное количество сотрудников в ту сферу, которая в системе ФСИН особенно нуждается в кадрах.
Электронный браслет не будет редкостью
Эта маленькая «коробочка», по весу не превосходящая мужские часы, позволит отслеживать передвижения заключенных по территории колонии-поселения. Данные о местонахождении носителя браслета посредством спутниковой связи будут передаваться в соответствующие органы. Ввиду того, что устройство невозможно снять или перепрограммировать, его использование становится очень удобным как для самих осужденных, так и для тех, кто контролирует их передвижение.
Перемена мест многое меняет
Заключенных будут содержать раздельно, согласно тяжести совершенного преступления. Так, осужденные по «тяжелым» статьям будут проживать отдельно от тех, кто совершил менее тяжкие преступления. По такому же принципу будут содержаться и заключенные СИЗО.
В Рязанской области ввиду предстоящих перемен подвергнутся модернизации колонии №№ 1, 3, 5 и 6, которые будут перепрофилированы в тюрьмы. Под тюрьмы перестроят и здания 20 общежитий области, – по словам руководителя управления ФСИН России по Рязанской области Ивана Зеленяка, эта мера вызвана необходимостью уменьшения количества мест в тюрьмах. На подготовку каждого общежития под новые «нужды» планируется потратить почти 2 миллиона рублей. При этом условия содержания заключенных существенно улучшатся. На каждого «постояльца» будет приходиться больше свободного места, в комнате будут предусмотрены все необходимые удобства. Принцип дифференцированного содержания будет сохранен, а вот криминальный обмен опытом раздельное содержание сможет пресечь, – в этом уверены сотрудники ФСИН.
Места заключения несовершеннолетних преступников будут преобразовываться в специальные воспитательные центры. Не минует эта участь и Рязанскую женскую колонию для несовершеннолетних, которая находится во Льгове. Воспитательные центры будут обеспечивать индивидуальный подход в решении социальных, психологических и педагогических проблем подростков. Юные преступники будут жить в комнатах по четыре человека, тогда как сейчас во многих колониях для несовершеннолетних они проживают в помещениях казарменного типа.
Самообеспечение в приоритете
Еще одно важное направление, которое проводят в рамках реформирования руководители региональных структур УФСИН, – переход исправительных учреждений на полное или хотя бы частичное самообеспечение. По словам Ивана Зеленяка, в колониях Рязанской области отбывают наказание порядка 8000 человек. Учитывая, что «специфические» подсобные хозяйства в регионе существуют, произведенной продукции все равно не хватает, даже для частичной независимости от бюджета. И этот недочет призвана исправить реформа УИС.
Приближение российской уголовно-исполнительной системы к европейским стандартам продлится 10 лет. Насколько результативными окажутся изменения, можно будет сказать по завершении уже первого этапа реформ.