Одна из наиболее серьезных состоит в том, что если пенсионную систему не менять, то к 2020 году пенсионеры смогут получать лишь четверть своего нынешнего дохода.
Предложения Экспертного совета по развитию пенсионной системы в России были представлены в рамках «гайдаровского» форума-2011 на заседании «круглого стола»: «Проблемы пенсионной системы в эпоху модернизации». Суть их сводится к тому, что средний коэффициент замещения (это соотношение размеров пенсии и зарплаты) при начислении уйдет в прошлое, а ему на смену придет дифференцированный подход, учитывающий, прежде всего, возраст пенсионеров и меняющиеся в процессе старения потребности пожилого человека.
Предлагается поделить всех пенсионеров на «молодых» (55-63 года), средних возрастов (64-73 года) и старших возрастов (после 73 лет). Эксперты полагают, что для «молодых» и среднего возраста пенсионеров крайне важно сохранить высокую пенсию, максимально компенсируя утраченный заработок для поддержания привычного уровня жизни. К тому же работающие «молодые» пенсионеры будут еще в силах, уверены эксперты, обеспечить себя и накопить прибавку к пенсии. Пенсионеры старше 73 лет нуждаются не столько в существенной пенсии (их потребности снижаются, уверены эксперты), сколько в повышенном уровне социальной защищенности, дополнительном медицинском уходе и лекарственной помощи. Для них коэффициент замещения будет ниже. При этом государство должно гарантировать им доход в размере до трех (т. е. это максимум) прожиточных минимумов и доступность медпомощи на сумму хотя бы 100 тысяч рублей в год. Причем люди должны иметь выбор: брать медпомощь «натурой» (лекарствами, услугами сиделок) или деньгами.
Такой, прямо сказать, «оригинальный» способ латания дыры в бюджете Пенсионного фонда РФ (ПФР), а как свидетельствуют расчеты аналитиков и экономистов, величина выпадающих доходов в нем будет только расти и «поддерживать» дефицит российского бюджета, сильно напоминает маниловские «прожекты», потому что уж очень сильно расходится с объективной реальностью. И вопросов вызывает немало.
Как, например, применить новый подход к случаям назначения пенсии по потере кормильца или по инвалидности? Куда попадают эти граждане? По словам директора одного из департаментов ПФР Аркадия Соловьева, это каждое третье назначение пенсии. А повышенный уровень социальной защищенности (что он включает, никто пока не объяснил и не определил), дополнительный ( к чему?) уход и помощь лекарствами (в каком, опять же, объеме?) как и за счет чего должно гарантировать «старым» пенсионерам государство??? Страсти, связанные с отказом льготников от пакета услуг по лекарственному обеспечению и замене их деньгами, – события еще недавнего прошлого, а потому всем памятные. Зачем и кому нужны повторения?
По первому впечатлению, эти предложения сильно смахивают на пробный шар: может, в этот раз удастся решить проблему за счет самих пенсионеров? Иначе трудно объяснить ту уверенность, с которой авторы нового подхода объявляют, в чем нуждаются пенсионеры в том или ином возрасте. Ты – «молодой» пенсионер, тебе денег больше начислим; а ты – «старый», и поэтому тебе меньше деньги нужны, так, что ли?
Абсурдно звучит.
Помните споры о возможном повышении пенсионного возраста? После обсуждения темы в обществе принято решение пенсионный возраст не повышать. Может быть, и эти предложения экспертов не более, чем проверка общественного мнения? Так давайте обсудим. Время пока есть.
Людмила Трухина
(При подготовке использованы материалы
РИА «Новости» и Газеты.RU)