Очередной этап государственной программы утилизации старых автомобилей заканчивается сегодня, 31 марта. За год и три недели ее существования владельцам автохлама выдано более 495 тысяч сертификатов из запланированных 500 тысяч. Людям с небольшими доходами следует особенно поторопиться и получить оставшиеся пять тысяч скидочных ваучеров – этап может оказаться последним.
Ведь задачи госпрограммы, по сути, выполнены. Рынок автомобилей в России после кризиса восстановлен. Сам АвтоВАЗ претерпевает очень существенные изменения к лучшему. Выбраны наиболее перспективные рыночные сегменты и закреплены в стратегии предприятия: во всех популярных классах машин будет по «Ладе». Причем перспективы эти – ближайшие: уже осенью появится «Гранта» – бюджетный седан на платформе «Калины». Готовится к выпуску и универсал повышенной вместимости под рабочим названием RF90. Он появится в 2012 году.
Сегодняшняя «Калина» или, допустим, «Приора» уже обладают «прожиточным минимумом» рыночных европейских качеств: подушками безопасности, кондиционером и АБС (антиблоктировочной системой тормозов). Причем все эти системы стали доступны не только в дорогих «люксах», но и в более дешевых комплектациях «норма».
За последнее время на рынок вышло 15 новых моделей и еще два десятка их модификаций. И АвтоВАЗ, по всей видимости, и не думает пасовать перед конкурентами. И это происходит не только на головном предприятии, но и на заводах-поставщиках. Не так давно производители амортизаторов из Скопина запустили новую линию, значительно повысилась надежность подвесок «Лады».
Правительство России может принять решение о продлении госпрограммы утилизации. Ведь она помогает не только предприятиям, но и потребителям – людям с невысокими доходами (а таких среди россиян-автолюбителей немало). Для них АвтоВАЗ – настоящая палочка-выручалочка, преимущества которой видны невооруженным глазом: разница в цене между любой «Ладой» и зарубежными аналогами эконом-класса при одинаковом оснащении – 50-100, а то и больше тысяч рублей.
Госпрограмма оживила покупательский спрос в российской глубинке, где доходы, как известно, невысокие. Благодаря программе утилизации автохлама у населения появилась возможность приобретения нового автомобиля по очень привлекательной цене. А его отечественное происхождение для покупателей из сел и райцентров является бесспорным плюсом, поскольку дороги там нередко имеют жалкий вид. Любые же иномарки, даже самые простые, из разряда самого экономного эконом-класса привязаны к хорошему асфальту мегаполиса, как трамвай к рельсам. Неудивительно, что взор покупателя все чаще обращается к обновленной продукции АвтоВАЗа.
Для сравнения: около половины всех продаваемых машин в рамках программы утилизации носит значок Волжского автозавода, тогда как на «иномарки» приходится лишь 5 – 7 процентов от общего объема.
Человеку, провозившемуся с вазовской «классикой» несколько десятилетий, уже невозможно представить себя простым пешеходом. Сертификат за сданный хлам удешевляет цену нового автомобиля. Автокредит помогает поторопиться с решением. В итоге выигрывают все: и государство от увеличения налоговых поступлений с прибыльного АвтоВАЗа, и общество за счет снижения аварийности на дорогах и улучшения экологической обстановки, и сам покупатель удобной и недорогой техники. Он-то первым понимает: пора прощаться с руганью в адрес нашего автопрома. Обстановка меняется.
Это в лихие девяностые АвтоВАЗом руководили братки в малиновых пиджаках, и управленческая убогость, соответственно, приводила к снижению качества производства и сборки. Сегодняшние машины АвтоВАЗа, по соотношению цена-качество, занимают прочную нишу на российском рынке. А постоянное повышение комфорта и безопасности в новых и новых модификациях, достаточно развитый во всех уголках страны сервис позволяют предположить: ниша занята надолго!
Решение о продлении государственной программы утилизации старых автомобилей еще не принято (и, возможно, так и не появится). Времени для обмена своего автохлама на скидочный ваучер остается в обрез.
Имеет смысл поторопиться: 50 тысяч рублей – на дороге не валяются.
Юрий Петров