03:25 МСК
Суббота
16 / 08 / 2025
2174

Цена жизни – две пенсии

Коробейники

Жизнь нынче такая, что высокие добродетели способны сыграть с людьми злую шутку. Это раньше гость на пороге – к радости. Хозяйка – за пироги, хозяин – в шкафчик за стопочками. А потом рядком да ладком за трапезу. Рассказы неторопливые. Песни напевные. Хорошо всем друг с другом, уютно. Душа отдыхает от суеты дневной, от забот неизбывных.

Сегодня с гостями лучше быть настороже. Сначала в глазок посмотреть, потом голос визитера через дверь услышать, наконец, выглянуть за порог, но цепочку не снимать – мало ли кто шастает с ангельским голоском?

Но это тактика горожан. А люди в провинции все еще живут по старинке: и двери у них не железные, и замки хлипкие. А главное – души открытые. И для жалости, и для сострадания, и для гостеприимства. На селе по-другому нельзя: народу наперечет, престарелых и одиноких много. Ну как к ним не заглянуть – продуктов не принести, лекарств? Ведь рядом с домом ни киоска аптечного, ни магазина. Порой и платочка бабушке взять негде, и тапочек домашних. Поэтому когда в один из дней в село Максы Сараевского района заглянули коробейники с товаром – две женщины и мужчина, местные жители отнеслись к ним с большим почтением. Вещи заезжие гости предлагали ходовые – рубашки, халаты, куртки, белье. Как тут устоять и не приобрести обновку?

Заглянули они и в дом к престарелым супругам Кудряшовым, сумки раскрыли, а хозяева только головой покачали – не на что брать, пенсию только через пару дней принесут. Тогда гости попросились на постой – дело к ночи, а возвращаться в село Мордово, где они остановились у своей знакомой – путь неблизкий. Старики посочувствовали чужакам и пустили переночевать: как-никак доброе дело делают, товар по селам носят и в грязь, и в холод. Тяжело копейку зарабатывают.

Стол для гостей накрыли, постель постелили. А перед сном еще разговоры задушевные вели про жизнь. Выяснилось, что торговлей занимается целая семья: мать Галина Петровна Богомолова, ее дочь Жанна и зять Рустам.

Утром постояльцы поблагодарили сострадательных хозяев и отправились своим путем. В течение нескольких дней они толкали вещички в другой деревне, но торговля шла вяло и больших доходов не принесла. Сельчане – народ прижимистый и зря деньги отдавать не будут: покупают только то, что действительно подходит и крайне необходимо.

Пришло время коробейникам возвращаться домой в Тамбовскую область – семейство имело там жилье в селе Ракша и оттуда совершало разъезды по близлежащим областям с коммерческими целями. И тут глава семейства Галина Богомолова вспомнила про пенсию стариков Кудряшовых. Вместо того, чтобы направить стопы на железнодорожную станцию Ягодное, троица изменила маршрут и снова пошла в село Максы. Но на этот раз компания двигалась осторожно, скрытно. Тому были веские причины – Галина Петровна предложила ограбить стариков, дочь с зятем не сопротивлялись. С этого момента милейшие словоохотливые торговцы стали вести себя как видавшие виды криминальные личности.

Было еще светло, когда они оказались в окрестностях деревни, поэтому решили не рисковать и дождаться темноты в поле. Ждать пришлось не менее часа. Под покровом густых сумерек троица выдвинулась к дому Кудряшовых. Тяжелые сумки с вещами предусмотрительно спрятали в поле, чтобы не мешали проведению рискованной операции.

Роковая

ночь

В доме стариков света не было, на сельской улице стояла тишина – ни шагов прохожих, ни лая собак. Удачное стечение обстоятельств – и криминальная семейка принялась за дело. Галина Петровна, хорошо зная устройство дома, повернула вертушку и открыла входную дверь в пристройку к террасе, но войти внутрь дома не удалось – дверь оказалась запертой изнутри. Тогда решено было проникнуть в жилище другим путем – через окно. Троица обогнула дом, и зять Рустам попытался бесшумно выставить стекло, но это ему не удалось. Тогда глава семейства Галина Богомолова просто несколько раз ударила по оконной раме ногой – раздался звон стекла, и рама выпала из проема. Путь был свободен.

Внутрь незваные гости залезли через окно поодиночке. Мать-предводительница увидела на завалинке дома топор, прихватила его с собой. Чудовищная мысль уже созрела у нее в голове. На звон стекла хозяева проснулись. Старушка поспешила выйти в прихожую и сразу же наткнулась на недавних постояльцев. У нее даже не было времени удивиться – внезапный удар топора свалил ее на диван. Вскоре Галина Петровна уже требовала выдать все деньги. Напуганная бабушка, превозмогая боль от удара, сразу сказала, где лежит пенсия, – на столе в комнате, в общей тетради. Торговка-разбойница тут же кинулась к деньгам, а вслед за ней в комнату проскользнула и дочь Жанна. Зятя оставили охранять старушку. Но сразу заполучить пенсию не удалось. В комнате к этому моменту уже бодрствовал хозяин. Он стоял у кровати и представлял собой угрозу осуществления операции. Тогда Галина Петровна снова подняла топор. И от двух ударов лезвием в голову старик упал на пол. Но он был жив, а это в планы незваных гостей не входило. В дело вмешалась Жанна. Она взяла из рук матери нож, который у той был при себе (или что-то похожее на нож, как установит следствие) и перерезала шею хозяину дома. Смерть наступила мгновенно. Теперь путь к вожделенным деньгам был открыт.

В тетради на столе, действительно, лежала пенсия стариков –17300 рублей. Но этой добычи было маловато. Завладев деньгами, Галина Петровна подошла к телефону, который висел на стене, и прибрала его к рукам тоже. Каких-либо еще ценных вещей в доме не оказалось. Надо было уходить с места преступления, но хозяйка дома все еще дышала. Тогда от свидетельницы решили избавиться с помощью трубы, которую нашли во дворе. Зять и теща нанесли не менее 12 ударов, после чего бабушка затихла.

Расправившись с жертвами, разбойная команда вышла из дома и направилась в поле за оставленными там вещами. Однако главу семейства мучило беспокойство: а вдруг супруги Кудряшовы не скончались? Чтобы успокоиться, Галина Петровна снова вернулась в дом: убиенные лежали в тех же позах и признаков жизни не подавали.

Вскоре кровавые коробейники как ни в чем ни бывало появились у себя дома в Тамбовской области. А еще через некоторое время на пенсию убитых стариков они приобрели товары широкого потребления: носки, халаты, спортивные костюмы и т.п. Словом, все как обычно. Можно было отправляться в очередную поездку по деревням. Только теперь в маршруте вряд ли бы появилось село Максы Сараевского района.

Приговор

На другой день после преступления навестить стариков Кудряшовых пришла сноха и застала жуткое зрелище: на диване в прихожей сидела старушка с кровоточащей раной на голове (ей все-таки удалось выжить), а в комнате – труп свекра. Соседи, узнав о случившемся, сразу вспомнили, что накануне у Кудряшовых ночевали торговцы – семья цыган. А вскоре слух донес, что в соседней деревне коробейники останавливались у бабки Клавы.

Пока преступная троица закупала товары, по ее следу уже шли милиционеры. Улик и свидетельств было больше чем достаточно. Избежать наказания не было ни единого шанса.

Тем не менее, обвиняемые не торопились раскаиваться и идти на добровольное сотрудничество со следствием. Мать и дочь Богомоловы (наградят же небеса изуверов такой фамилией) вины в содеянном не признали. Только гражданский муж Жанны рассказал без утайки все, как было. О том, как планировали разбойное нападение и как избавлялись от улик: Галина Петровна выбросила свою дубленку, в которой была в момент убийства, а сотовый телефон стариков завернули в кусок обоев и закопали в землю.

Изучив все обстоятельства дела и учитывая тяжесть содеянного, Рязанский областной суд приговорил всех подсудимых к большим срокам заключения.

Инициатор преступления Галина Богомолова получила 18 лет колонии общего режима, ее дочь Жанна – 14 лет. Рустаму Потапову за помощь следствию наказание было несколько смягчено – 11 лет колонии строгого режима.

18 ноября 2009 года Верховный суд, куда осужденные обращались с жалобами, оставил приговор областного суда без изменения.

Послесловие

Хотелось бы написать, что подобная история – из ряда вон выходящая, но это не так. Из криминальных хроник видно, как часто жертвами преступников становятся пенсионеры. Их доверчивостью пользуются и мошенники, и домушники, и карманники.

Криминальные личности чуют легкую добычу и не брезгуют пенсионными крохами. Да что там махровые бандюки! Уже и подростки, прежде не судимые, нападают на бабушек прямо на улице, вырывая из рук сумочки и кошельки. Не раз приходилось писать о таких эпизодах. Почему так происходит? Потому что у подрастающего поколения старость не в почете. Перевести хромого дедушку через улицу – не поступок. Поступок – отобрать у него сотовый и хвалиться в кругу сверстников.

Медленно, но наступательно происходит нравственное выгорание общества. Вот и в нашем сюжете двое фигурантов – люди молодые. Жанне – 19 лет, Рустаму – 20. Можно списать их мировоззрение на цыганскую субкультуру, но это не будет правдой. Сегодня общество жестоко к старикам. Опыт старшего поколения нередко воспринимается как копилка ошибок и неудачных проектов, за которые приходится краснеть внукам. Но так ли это? За плечами ветеранов – великая страна и великая Победа, которых иные потомки просто не достойны. Хорошо бы помнить об этом и не оставлять стариков в одиночестве, когда они особо уязвимы и беззащитны.

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 9 (3560) от 22 января 2010 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
«А ведь могли не жить…»
Приближение 65-й годовщины со дня Великой Победы вызвало к жизни множество публикаций, фильмов, дискуссий, и выяснилось, что старшее и молодое поколения россиян порою неоднозначно ...
Татьяна Банникова
Опасный… пешеходный переход
За прошедшую неделю на дорогах области зарегистрировано 28 дорожно-транспортных происшествий, в которых 3 человека погибли и 32 получили травмы различной степени тяжести. В г. Рязани ...
Читайте в этом номере: