Не стало Людмилы Гурченко. Она была настоящей звездой, женщиной-легендой. Она была очень мужественным человеком, её сила и энергия передавались зрителю и со сцены, и через экран…
Людмилу Гурченко похоронят на Новодевичьем кладбище в Москве. Может статься так, что ее могила окажется рядом с могилами Вячеслава Тихонова и Олега Янковского…
Вашему вниманию мы предлагаем одно из последних интервью, которое Людмила Марковна дала в ноябре 2010 года еженедельнику «Собеседник». Приводим его в версии первоисточника – без купюр и правок.
В память о величайшей актрисе и неподражаемой, умопомрачительной женщине.
Редакция газеты «Рязанские ведомости»
Она часто повторяет: «ЕБЖ – если буду жива», а еще «плюют в спину – иду вперед». К собственным юбилеям (очередной был 12 ноября) она давно относится с иронией. Она доказала, что в любом возрасте можно оставаться женщиной с большой буквы – с осиной талией и блеском в глазах. Она рискнула перепеть песню Земфиры «Хочешь?» и в 75 лет дебютировала как режиссер с музыкальным фильмом «Пестрые сумерки». Что тут скажешь? Браво!
Рай из опилок и клея
Р.В. – Людмила Марковна, от вас ожидали фееричную комедию, а вы сняли пронзительную историю про незрячего музыканта Олега Аккуратова…
Л.Г. – Мы с Сергеем Михайловичем (мужем. – Авт.) увидели Олега на одном из фестивалей и были потрясены его талантом. Он вырос в специальном музыкальном интернате, где его научили нотной грамоте. В 4 года он сыграл на слух Первый концерт Чайковского. С семи лет участвовал в международных конкурсах наравне со зрячими, везде получал гран-при. Как-то на дне рождения Эльдара Рязанова я рассказала про Олега Михаилу Швыдкому, он очень чуткий человек и сразу сказал, что надо срочно писать сценарий и снимать кино. Обещал помочь и сдержал слово.
Р.В. – В фильме ваша героиня Анна берет шефство над слепым музыкантом, а в реальности «Пестрые сумерки» изменили судьбу Олега Аккуратова?
Л.Г. – Это очень больная тема. Как только Олег начал делать успехи, запахло деньгами, нарисовался папа мальчика Борис Аккуратов, которому раньше не было до сына никакого дела, как, впрочем, и матери, которая родила его в 15 лет – слепого да еще и с ДЦП. Папаша оформил над ним пожизненное опекунство и теперь живет на пенсию сына по инвалидности, а также сколотил под него джаз-банду, и Олег вместе с ней выступает по кабакам города Ейска. Вместо Чайковского и Моцарта играет попсу и шансон. Содержит новую семью отца. Олега ждут в Америке – в школе, где учились Стиви Уандер, Рэй Чарльз и другие слепые музыканты, но отец ничего не хочет слышать – ему нужны живые деньги каждый день. Нам звонят из Америки, умоляют: «Сделайте что-нибудь! Он же гений, станет через год миллионером!» Но что мы можем?
Р.В. – Вам понравилась роль кинорежиссера?
Л.Г. – На самом деле у меня не было никаких амбиций, просто так вышло, что за неделю до начала съемок режиссер сделал нам ручкой. По сути, процессом съемки руководил оператор Дмитрий Коробкин. Я параллельно работала над музыкой и стихами. Тексты ни у кого не заказывала – они сложились из поэтических произведений, которые мне дарили замечательные люди после концертов. К примеру, заглавная песня со словами: «Когда судьба бросает шанс, хватай его, лови…» родилась на основе стихов 19-летней девочки из Ижевска. Для написания последней темы фильма я использовала аж семь стихотворений разных авторов.
Р.В. – У вас в фильме очень красивая Москва.
Л.Г. – Да, это многие отмечают. Один телеканал даже просил продать им эти кадры для заставки.
Р.В. – Говорят, вы приходили на площадку в 6 утра – раньше всех.
Л.Г. – Считаю, что учить других можно не нотациями, а только собственным примером. Кино – это моя жизнь. Когда я вхожу в маленький задымленный павильон, где ничего не видно на расстоянии вытянутой руки, где пахнет смесью дыма, опилок и клея, понимаю: вот он – рай!
Р.В. – Начало съемок фильма как раз пришлось на разгар кризиса. Как вам удалось довести дело до ума?
Л.Г. – Госкино всем дает одинаковую сумму, на которую снять кино невозможно. У нас были договоренности с хорошими компаниями, но из-за кризиса все рухнуло. Мы снимали фильм на собственные средства, обросли долгами, но тем не менее в нем звучит музыка в исполнении живого симфонического оркестра, что большая редкость для кино. Мы перевезли в Горки Ленинские, где проходили съемки, всю нашу мебель и посуду. Когда перевозили, забыли предупредить об этом женщину, которая делает у нас дома уборку, и она страшно перепугалась, решив, что нас ограбили.
Р.В. – Ну и как, уцелела посуда во время съемок?
Л.Г. – Увы, грохнули-таки антикварную вазу, которую мне на день рождения подарил Анатолий Чубайс. Но вы ему не говорите…
К сожалению, в фильм не вошла сцена, где моя героиня принимает ванну – ту самую, в которой в свое время плескался сам Ленин.
Не надо мне вашей звезды!
Р.В. – Хотите еще снимать?
Л.Г. – Ага, тигр хочет мяса, да кто ж ему даст… Бессмысленно. «Пестрые сумерки» вряд ли окупятся…
Р.В. – В сентябре этого года в Смоленске в рамках кинофестиваля «Золотой Феникс» заложили мраморную звезду с вашим именем. Как-то вы сказали, что готовы получить звезду в любом городе, кроме Москвы. С чем это связано?
Л.Г. – Меня особенно любили тогда, когда я не снималась. Когда часто мелькаешь на экране – многих начинает раздражать, намекали: дай-ка нам поработать. Когда решили заложить мою звезду в столице, мне позвонили из оргкомитета и разговаривали таким тоном, будто делают мне одолжение. И я сказала: не надо мне никакой вашей звезды! И на концерт не поехала. Никто и не заметил. А зачем, если Елена Воробей сделала на меня прекрасную пародию? Всем понравилось. Кстати, на «Мосфильме» висят портреты всех звезд нашего кино, кроме моего. Думаю, это очень правильно. Я всегда была неудобной, ни в какой партии отродясь не состояла, как и гениальная Нонка Мордюкова. Мы с ней – две народные артистки СССР – без партбилетов. Нас ни в какую партию не засунешь. Я также не член никакой академии, гильдии, ничего ни от кого не жду. Но вдруг мне дают «Нику» – награду, которую я всегда презирала, начиная с того момента, когда статуэтку за роль второго плана в фильме «Вторая попытка Виктора Крохина» должны были дать великому, моему любимому актеру Николаю Рыбникову и не дали. Вскоре Коля ушел из жизни…
Р.В. – Но тем не менее в прошлом году вы взяли «Нику».
Л.Г. – Да, потому что номинация замечательная – «За честь и достоинство». Это больше, чем звезда в Москве. Пусть лучше будет звезда на Смоленщине, ведь на этой земле в деревне Дунаевщина в 1898 году родился мой папа. Там во время войны на глазах у моей бабушки Федоры Ивановны немцы повесили ее сына, моего родного дядю Михаила – партизана. И она через три дня умерла…
Р.В. – На съемках фильма «20 дней без войны» вы называли вашего партнера Юрия Никулина папой. Что в нем было от вашего отца?
Л.Г. – Да ничего. Просто тогда умер мой папа, и мне нужно было кого-то называть папой. Я и мужа Сергея иногда так зову. Плохо мне без этого слова. Я не знаю, где у нас находится душа, но когда становится невыносимо, что-то там внутри крутит-вертит, я спешу к папе – на кладбище, чтобы выговориться. Потому что меня никто никогда так не любил. Я испорчена им. Увы, ни один мужчина не дал мне такую степень обожания, как он. И к своему юбилею я сделала себе главный подарок – записала аудиокнигу «Мое взрослое детство», где рассказала про папу и про себя рядом с ним. Сподвиг меня на это грандиозный человек Виталий Вульф. Он сказал так мягко и нежно: «Люся, надо».
Р.В. – В этом году к юбилею Победы вышло много фильмов о войне. Вы что-нибудь смотрели?
Л.Г. – В Смоленске посмотрела «Брестскую крепость» некоего Александра Котта. Вот это я понимаю. Именно так война и начиналась. Мы с вами сидим, пьем чай, беседуем, и вдруг – трах-бах – и все кончилось. Только что росли цветы, а уже все дымится. Я в детстве бегала вокруг горы замерзших трупов, играла. На моих глазах из проруби вытаскивали покойника и продолжали брать воду – приспособились, привыкли…
Кино давно умерло
Р.В. – Вы работали со многими режиссерами, и нередко ваши отношения складывались сложно, как, например, с Петром Тодоровским на съемках «Любимой женщины механика Гаврилова»…
Л.Г. – Петр Ефимович – талантливый режиссер, но он на тот момент давно не снимал и ему хотелось, чтобы я играла Риту из неореализма, а я трактовала свою роль иначе. Потому что женщина, которая влюблена, из кожи вон вылезет, влезет в долги, но найдет возможность выглядеть как королева. Мы ужасно разругались, после картины долго не общались… Но недавно у Петра Ефимовича был юбилей, мы с ним пели песни, даже всплакнули, и он признался: «А знаешь, Люся, ты была совершенно права. Это благодаря тебе я приодел Наташу Андрейченко в «Военно-полевом романе». Ты меня научила, какой должна быть женщина».
Р.В. – Кто из актеров был для вас самым желанным на площадке?
Л.Г. – Мне повезло, я играла с великими мужчинами. Но есть три человека, с которыми всегда возникал момент интуитивной близости. Мы могли не видеться месяцами, но стоило оказаться в кадре плечом к плечу и – как будто не расставались никогда. Это Олег Борисов, Андрей Миронов и Никита Михалков.
Р.В. – Были на недавнем юбилее Никиты Сергеевича?
Л.Г. – Нет, я в Питере была в те дни. Мы давно не виделись, некогда дружить.
Р.В. – А кто из молодых актеров вас цепляет?
Л.Г. – Вы знаете, меня поразил Михаил Пореченков в «Ликвидации». Он так правдиво смотрел на певицу, с таким неподдельным умилением, именно так после войны офицеры заглядывались на женщин. Я просто заболела этим эпизодом. Он молодец на триста процентов! Дмитрий Дюжев мне нравится, главное, чтобы он имел дело с хорошими режиссерами, не опустился. Евгений Миронов уже состоялся как актер. А вот из женщин мало кто нравится. Разве что Чулпан Хаматову назову.
Р.В. – А какой из ваших 96 фильмов вам особенно дорог?
Л.Г. – «Старые стены». Я до сих пор благодарна режиссеру Виктору Трегубовичу за то, что он выиграл эту лотерею в тот момент, когда я была на грани жизни и нежизни, когда я была никому не нужна и думала, что мне больше не суждено работать в кино. И вдруг появилась роль – такая далекая от меня. Я сама не верила, что смогу сыграть.
Р.В. – Разве есть роль, которую вы не смогли бы сыграть?
Л.Г. – Берусь иногда за откровенно плохие роли – ради выживания. Часто понимаю, что не нужно лезть, но лезу… И вообще, родная моя, вы в курсе, что я уже 20 лет на пенсии?! Да, если где-то пригласят – работаю. Я не из шоубизнеса, я киноактриса, это разные сферы и профессии. Кино давно умерло. Все сложно.
Р.В. – Но вы по-прежнему востребованы.
Л.Г. – Вам так кажется. Скажу одну вещь – никогда у советского и постсоветского актера не было свободы, а свобода – это материальная основа. Поэтому, после того как пришла перестройка, настоящее кино кончилось. Один за другим стали уходить из жизни прекрасные актеры – от нищеты. Я держусь, потому что могу работать на эстраде.
Р.В. – Неужели власть вас никак не поддерживает?
Л.Г. – Никак. У нас одни долги после съемок фильма. Думали даже квартиру продавать…
Р.В. – Бывший мэр Лужков называл вас своей любимой актрисой.
Л.Г. – Да, он мне признавался в этом. Все время приглашал открывать вместе с ним то школы, то больницы. Я ему какой-то приз вручала. Потом прошло время, случайно встретила его, поздоровалась, а он так сухо мне ответил, что я сразу отошла и подумала: что-то неладно с ним, точно перешел какие-то флажки. К тому же о чем говорить, если мы много лет не могли решить проблему с лифтом и ходили пешком на шестой этаж? 18 мая этого года нам должны были лифт установить и запустить, но не тут-то было. И вдруг – о чудо! На третий день работы нового мэра Москвы лифт заработал!
Р.В. – Думаете, Собянин распорядился?
Л.Г. – Понятия не имею, я с ним пока не знакома.
Расстраиваюсь, когда читаю о себе херню
Р.В. – В каких странах вам довелось бывать и где особенно понравилось?
Л.Г. – Мне кажется, что в прошлой жизни я родилась в Италии. Знаю наизусть Рим – люблю его, просто умираю. Долгое время пришлось провести в Штатах. Мне нравятся в Нью-Йорке 57-я улица, где Карнеги-холл, 46-я и Бродвей, где мюзик-холл. До глубины души меня поразила Куба, в Гаване я представляла ретроспективу моих фильмов, в один день показали сразу 13 картин, пела на испанском. Но с Фиделем встретиться не удалось. Индия тоже удивительна. Есть там такое местечко – Бангалор, где круглый год 26 градусов тепла, там глухие роскошные места, красивейшие озера, величественные слоны. Я была в гостях у Святослава Рериха и его индийской жены, которая смешно называла его «Сватослав Ныколаевыч». Я пела ему русские романсы, те, которые он никогда не слышал, мы провели чудный вечер.
Р.В. – Вы говорите, для вас главная дата – 9 мая.
Л.Г. – Да, я с этим живу. Мы с мужем останавливаемся перед каждым памятником, где стоит раскрашенный серебрянкой воин. Недавно были на Курской дуге. Очень люблю солдат, офицеров, пою песни военных лет для ветеранов всех войн, «афганцев» и «чеченцев».
Р.В. – Свои юбилеи не любите, а день рождения мужа?
Л.Г. – Каждый раз в феврале мучаюсь, что подарить (смеется). Ну, получит он очередную рубашку «два икс эль». Что касается меня, я бы хотела одного – чтобы меня тихо оставили в покое, но понимаю, что никто не оставит, что у всех есть галочка. Я очень расстраиваюсь, когда читаю о себе всякую херню: то у меня отнялись ноги, то от меня муж ушел. У меня все нормально. Но не спрашивайте меня о будущем. Я просто живу с достоинством и решаю проблемы по мере их поступления. А если кто меня обидит – будет иметь дело с моим мужем.
Радмила Воронина
16 ноября 2010
Фильмография |
|||
1956 Дорога правды |
1973 Карпухин |
1980 Песни войны |
1991 Виват, гардемарины! |
1956 Сердце бьется вновь |
1973 Дверь без замка |
1981 Особо важное задание |
1991 СекСказка |
1956 Карнавальная ночь |
1973 Открытая книга |
1981 Идеальный муж |
1991 Прости нас, мачеха Россия |
1958 Девушка с гитарой |
1973 Цирк зажигает огни |
1981 Любимая женщина механика Гаврилова |
1992 Прощальные гастроли |
1960 Пойманный монах |
1973 Дача |
1981 Отпуск за свой счет |
1992 Белые одежды |
1960 Роман и Франческа |
1974 Дети Ванюшина |
1982 Полеты во сне и наяву |
1992 Гардемарины-3 |
1960 Балтийское небо |
1974 Старые стены |
1982 Любимые песни |
1993 Послушай, Феллини! |
1961 Человек ниоткуда |
1974 Соломенная шляпка |
1983 Вокзал для двоих |
1993 Люблю |
1963 Гулящая |
1975 Дневник директора школы |
1983 Шурочка |
1994 Прохиндиада-2 |
1963 Укротители велосипедов |
1976 Шаг навстречу |
1983 Магистраль |
1995 Бенефис-2 |
1964 Женитьба Бальзаминова |
1976 Преступление |
1984 Рецепт ее молодости |
1995 Грустная пластинка |
1966 Рабочий поселок |
1976 Строговы |
1984 Любовь и голуби |
1996 Старые песни о главном-2, |
1966 Строится мост |
1976 Небесные ласточки |
1984 Герой ее романа |
2000 Старые клячи |
1967 Взорванный ад |
1977 Сентиментальный роман |
1985 Прохиндиада, или Бег на месте |
2000 Старые песни о главном (постскриптум) |
1967 Нет и да |
1977 Двадцать дней без войны |
1985 Аплодисменты, аплодисменты... |
2000 Женское счастье |
1969 Москва в нотах |
1977 Семейная мелодрама |
1986 Претендент |
2000 Прощай, Двадцатый... |
1970 Белый взрыв |
1977 Мама |
1987 Вторая попытка Виктора Крохина |
2002 Бессовестные |
1970 Мой добрый папа |
1978 Обратная связь |
1988 Ожог |
2004 Если завтра в поход |
1970 Эксперимент |
1978 Красавец-мужчина |
1988 А был ли Каротин? |
2004 УВД-2 |
1971 Один из нас |
1978 Бенефис |
1989 Дорога в ад |
2004 12 стульев |
1971 Дорога на Рюбецаль |
1978 Острова в океане |
1989 Молодой человек из хорошей семьи |
2005 Взять Тарантино (готовится к выпуску) |
1971 Корона Российской империи |
1979 Уходя – уходи |
1990 Моя морячка |
2005 Гарыныч и Виктория |
1971 Тень |
1979 Пять вечеров |
1990 Имитатор |
2005 «Осторожно, Задов!» (готовится к выпуску) |
1972 Летние сны |
1980 Познавая белый свет |
1990 Наша дача |
|
1972 Табачный капитан |
1980 Сибириада |
1990 Нелюдь, или В раю запрещена охота |
www.gurchenko.ru |
Фильмография |
|||
1956 Дорога правды |
1973 Карпухин |
1980 Песни войны |
1991 Виват, гардемарины! |
1956 Сердце бьется вновь |
1973 Дверь без замка |
1981 Особо важное задание |
1991 СекСказка |
1956 Карнавальная ночь |
1973 Открытая книга |
1981 Идеальный муж |
1991 Прости нас, мачеха Россия |
1958 Девушка с гитарой |
1973 Цирк зажигает огни |
1981 Любимая женщина механика Гаврилова |
1992 Прощальные гастроли |
1960 Пойманный монах |
1973 Дача |
1981 Отпуск за свой счет |
1992 Белые одежды |
1960 Роман и Франческа |
1974 Дети Ванюшина |
1982 Полеты во сне и наяву |
1992 Гардемарины-3 |
1960 Балтийское небо |
1974 Старые стены |
1982 Любимые песни |
1993 Послушай, Феллини! |
1961 Человек ниоткуда |
1974 Соломенная шляпка |
1983 Вокзал для двоих |
1993 Люблю |
1963 Гулящая |
1975 Дневник директора школы |
1983 Шурочка |
1994 Прохиндиада-2 |
1963 Укротители велосипедов |
1976 Шаг навстречу |
1983 Магистраль |
1995 Бенефис-2 |
1964 Женитьба Бальзаминова |
1976 Преступление |
1984 Рецепт ее молодости |
1995 Грустная пластинка |
1966 Рабочий поселок |
1976 Строговы |
1984 Любовь и голуби |
1996 Старые песни о главном-2, |
1966 Строится мост |
1976 Небесные ласточки |
1984 Герой ее романа |
2000 Старые клячи |
1967 Взорванный ад |
1977 Сентиментальный роман |
1985 Прохиндиада, или Бег на месте |
2000 Старые песни о главном (постскриптум) |
1967 Нет и да |
1977 Двадцать дней без войны |
1985 Аплодисменты, аплодисменты... |
2000 Женское счастье |
1969 Москва в нотах |
1977 Семейная мелодрама |
1986 Претендент |
2000 Прощай, Двадцатый... |
1970 Белый взрыв |
1977 Мама |
1987 Вторая попытка Виктора Крохина |
2002 Бессовестные |
1970 Мой добрый папа |
1978 Обратная связь |
1988 Ожог |
2004 Если завтра в поход |
1970 Эксперимент |
1978 Красавец-мужчина |
1988 А был ли Каротин? |
2004 УВД-2 |
1971 Один из нас |
1978 Бенефис |
1989 Дорога в ад |
2004 12 стульев |
1971 Дорога на Рюбецаль |
1978 Острова в океане |
1989 Молодой человек из хорошей семьи |
2005 Взять Тарантино (готовится к выпуску) |
1971 Корона Российской империи |
1979 Уходя – уходи |
1990 Моя морячка |
2005 Гарыныч и Виктория |
1971 Тень |
1979 Пять вечеров |
1990 Имитатор |
2005 «Осторожно, Задов!» (готовится к выпуску) |
1972 Летние сны |
1980 Познавая белый свет |
1990 Наша дача |
|
1972 Табачный капитан |
1980 Сибириада |
1990 Нелюдь, или В раю запрещена охота |
www.gurchenko.ru |