00:22 МСК
Вторник
18 / 02 / 2025
2369

Инженерный коллапс

Чтобы его предотвратить, необходимы серьезные изменения в экономике и вузовском образовании

Стране не хватает инженеров. Давно наметившийся крен на подготовку экономистов и юристов в скором времени может перевести эту профессию в разряд дефицитных. И фактически она такой стала. В дипломе сегодня не пишется слово «инженер». Технические вузы выпускают теперь «специалистов». На заседании президентской комиссии по модернизации и технологическому обновлению, прошедшем в среду в Магнитогорске, Дмитрий Медведев высказал свое удивление по этому поводу; «Я вчера студентам в очередной раз рассказал историю о том, как гордятся своим именем и титулом инженеры в других странах, а мы, видимо, в силу определенного восприятия инженерной специальности в 90-е годы все это изъяли. Я не знаю, снимает ли это с вузов часть ответственности, но надо признаться, что престижа этой уважаемой профессии явно не добавляет. То есть мы стыдливо называем их как-то иначе».

точка зрения

Олег Ковалев,
Губернатор Рязанской области:

– Проблема с нехваткой инженерных кадров в реальном секторе экономики сегодня очень большая. Дефицит их и дальше будет нарастать, если вузы, прежде всего технические, не переориентируются. Важно понимать, что эти вузы должны большей частью «уходить» от подготовки специалистов по гуманитарным профессиям.

Все вузы должны прекратить выпускать специалистов, которые не востребованы экономикой и социальной сферой, и не вводить студентов в заблуждение о том, что на рынке труда они потом будут нужны. Университетам и академиям нужно максимально учитывать реальные потребности промышленности в кадрах.

Что же касается инженерных специальностей, надо повышать престиж таких профессий и через смену идеологических установок, и через повышение зарплаты. Специалисты в области химических технологий, строительства, управления городским хозяйством уже сегодня очень нужны региону. Считаю, что для наших вузов готовить таких специалистов – вполне посильная задача.

Юрий Юдаев, 
доктор технических наук, заведующий кафедрой теоретических основ электротехники РГРТУ:

– Появилась надежда, что руководство страны будет обращать серьезное внимание на уровень инженерных кадров. Хочется верить, что техническое образование станет приоритетным для нашего государства. Студенты технических вузов должны получать более высокие стипендии, а профессорско-преподавательский состав – достойную зарплату. И самое главное – реформа системы высшего образования теперь, надеюсь, будет осуществляться в интересах более качественной подготовки специалистов.

Петр Крестов, 
доцент РГРТУ:

– Повышение престижа профессии инженера и улучшение условий труда в ней можно только приветствовать. В некоторых уголках страны – настоящий дефицит кадров. Молодые люди с дипломами инженера не хотят работать на производстве. Отношение государства к этой профессии должно быть соответствующим требованиям времени. Я считаю, что технические вузы являются определяющими для развития всего общества.

Но не будем цепляться к названиям, лучше обратимся к фактам. Около половины всех вузов страны (на заседании называлась цифра 555) готовят инженерные кадры. И менее четверти всех российских студентов грызут гранит точных технических наук (если точнее: один миллион шестьсот тысяч из семи миллионов). Ощутимая диспропорция. В технических вузах прописались все те же экономисты, юристы и будущие управленцы. При том, что государственный заказ на указанные специальности, по данным Минобрнауки, с 2004 года снизился в 2,5 раза. А на естественно-научные специальности, напротив, – возрос на 20%. Однако, столкнувшись с уменьшением госзаказа, вузы открыли у себя платные отделения, где продолжили с энтузиазмом штамповать тех же юристов. И коммерческие группы, что удивительно, укомплектованы под завязку! В Минобрнауки отмечают, что на инженерные специальности идет учиться всего 4 процента медалистов. Не потому ли, что, по подсчетам заместителя министра образования Алексея Пономарева, только третья часть выпускников таких факультетов находит достойно оплачиваемую работу?

Можно указать университетам на их ошибки, но стоит ли винить молодежь в том, что она не испытывает тяги к производственным профессиям? Очевидно, слово «надо» здесь неуместно. На первый план должны выйти слова «хочу», «интересно», «перспективно»… И тут мы неизбежно упираемся в устаревшую модель российской экономики. Выпускники школ могут не иметь знаний, достаточного опыта для принятия решений, но всем своим молодым организмом они, что называется, четко улавливают вектор развития общества и государства. К сожалению, он все еще слабо связан с высокими технологиями, автоматически обеспечивающими престижность инженерных профессий. Казус наших дней – карьера и деньги делаются сейчас в непроизводственном секторе, а большая часть промышленности, если отрешиться от надоедливого пафоса, живет как в присказке: «Хвост вытащил – голова увязла». Какие интересные проекты, не говоря уж о зарплатах, ждут выпускников технических вузов на заводах, где пыхтят механизмы еще советского времени?

Надежду вселяет то, что инженер по призванию, как истинный поэт или композитор, не может не творить. Искру свою, данную от природы, гасить нельзя – жизнь за это больно наказывает. А вузы должны помочь талантам раскрыться. Не последнюю роль здесь играет материальная обеспеченность учебных заведений, соответствие образовательных программ реальным потребностям производства. На заседании комиссии по модернизации Президент поручил Правительству повысить нормативы финансирования подготовки студентов инженерных специальностей. Если сегодня, как прозвучало на комиссии, в год на обучение будущего инженера тратится в среднем 80 тысяч рублей, то теперь сумма возрастет до 110-120 тысяч. Увеличение норматива на инженеров по сравнению с нормативами на гуманитариев и экономистов в полтора-два раза должно, кстати, сократить количество непрофильных специальностей в технических вузах. В перспективе вся непрофильная деятельность вообще должна быть из них изъята, подчеркнул Дмитрий Медведев.

Планируется, что руководители предприятий, являющихся заказчиками на подготовку кадров, смогут оказывать влияние на образовательную политику. Для этого работодатели будут вводиться в составы наблюдательных советов, которые в обязательном порядке создадут в государственных вузах. А еще всем институтам и университетам, где есть инженерные специальности, предстоит аттестация. С девальвацией высшего образования придется серьезно побороться и государству, и самим вузам.

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 57 (3860) от 02 апреля 2011 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.

Ранее по теме:

Условия для роста

С меньшими доходами, но устойчиво

Из чего складывается цена

Без пожаров. Лес под контролем
На территории области продолжается расчистка горельников, прокладываются противопожарные просеки, технически укрепляются пожароохранные организации, спланирована работа по лесовосстановлению ...
По материалам официального сайта Правительства области
Читайте в этом номере: