12:08 МСК
Пятница
14 / 02 / 2025
1958

Министр из Гулынок

А.В. Головнин тоже реформировал образование

Сегодня в России идет реформа образования; меняются школьные стандарты, наполнение учебных программ, вузы ищут способы связать науку с производством.

Во все времена находились люди, бравшие на себя благородную миссию просветительства, делавшие все для того, чтобы страна могла ответить на вызовы современности. В XIX веке в числе таких подвижников был сын нашего прославленного земляка, известного морехода В.М. Головнина – Александр Васильевич Головнин. Исполнилось 190-летие со дня его рождения.

Важная страница биографии Александра Васильевича Головнина началась в 1850 году, когда князь Менщиков без согласования с ним определил его в ведение великого князя Константина Николаевича, брата царя, – для работы над Морским уставом. Головнин возглавил канцелярию великого князя, сопровождал его в поездках по стране, в Англию, Германию, Италию. Так он был приближен ко двору, где встречался со знатными особами и с самим императором.

Ему было чуть больше сорока, когда в декабре 1861 года указом императора Александра II тайный советник Александр Васильевич Головнин был назначен управляющим министерства, а затем министром народного просвещения, избран почетным членом Российской академии наук. Наследство ему досталось нелегкое. Накануне его назначения в нескольких университетах возникли беспорядки. Студенты организовали шествие с требованием беспрепятственно проводить сходки. Зачинщиков арестовали, исключили из университета. Став министром, Головнин приложил немало усилий к тому, чтобы население огромной страны получило доступ к образованию. Александр Васильевич настаивал также на том, чтобы девочки в России обязательно учились. Пробный образовательный вариант он устроил в Гулынках, открыв там женскую школу.

Ему также пришлось решать вопросы, связанные c реорганизацией министерст-
ва. Потребовалось немало усилий, чтобы передать ведомство цензуры в министерство внутренних дел.

Головнин высоко поднял значение министерства народного просвещения, которое до него считалось одним из второстепенных; он почти удвоил его бюджет.

Для роста научного уровня наших университетов Головнин считал необходимым отменить вовсе право университетов давать чины, предоставив им только право удостаивать ученых степеней. К сожалению, это предположение не осуществилось. Во многих городах открыты при нем гимназии и прогимназии, частью вновь учрежденные, частью преобразованные из бывших уездных училищ. В 1864 году издан был устав гимназий, который, по выражению гр. Д.А. Толстого, «положил классическое образование в основу собственно научного университетского образования». Положение 1864 года о народных школах послужило, однако, основанием для широкого развития земской начальной школы.

Александр Васильевич был одним из тех, кто ратовал за отмену крепостного права. Проект этой реформы испытал в своем родовом имении в Гулынках, где он подолгу жил. Его наблюдения и выводы легли в основу закона об отмене в России крепостного права. В честь этого события в Гулынках Головнин построил каменную Троицкую церковь по проекту рязанского архитектора А. Щеткина, намереваясь сделать ее центром религиозно-нравственного воспитания людей. Здесь он также построил больницу с бесплатным лечением, баню, создал детский родильный приют для грудных и малолетних детей (что-то наподобие детского сада). Сюда крестьянки по утрам приносили малолетних детей, а сами шли на работу. Весь день детишки были под присмотром, им оказывалась медицинская помощь.

Занятый реформами образования и прочими неотложными делами, Головнин не заметил, что над ним уже сгущаются тучи. Завистники не могли простить ему головокружительной карьеры, приписывая отцу его успешность. Злые языки нашептывали императору, что Головнин готовит государственный переворот. И он, чтобы успокоить общественное мнение, предложил Александру Васильевичу оставить пост министра и назначил его членом Государственного совета, наградив при этом очередным орденом.

Сегодня в Гулынках почти ничего не напоминает о тех преобразованиях, которые делал А.В. Головнин. Нет церкви, лечебницы, детского приюта, школьной метеостанции. Сохранилась школа, над которой нависла угроза закрытия из-за ее малокомплектности. Общественность просит создать на ее базе центр или музей Головниных, чтобы сохранить память о великих земляках. В этом году будут отмечаться четыре юбилейные даты этого семейства. В Гулынках по этому случаю собираются побывать не только рязанцы, но и гости из других уголков страны и из-за рубежа. Правда, в селе негде остановиться, нет здесь и дороги, но это нисколько не умаляет значение Гулынок. Там и поныне живет память о наших великих земляках.

Анатолий Говоров 

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 58 (3861) от 05 апреля 2011 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
…И снится дорога на Мюнстер
Немецкий путешественник устал и скучает по родным и близким
Лада Петрова
Был обычай на Руси…
В конце марта прекратила русскоязычное радиовещание британская служба ВВС. Таким образом завершается проект, который осуществлялся 65 лет. Перемены объясняются сокращением бюджета ...
Ирина Сизова
Читайте в этом номере: