Писатели очень довольны тем, что возродилось местное литературное издание, – как помнят старожилы, «Литературная Рязань» выходила в 1950-е, потом в 1989 и 1990 годы, по сборнику в год, и на ее страницах печатались произведения многих сегодняшних мэтров. Понятно, что альманах – рязанская альтернатива «непечатанию». Важно, что он издан за казенный счет, а не на средства самих авторов, а то эта практика стала печальной реалией современности. Формировали его в течение года. Редакция альманаха обновленная, для многих это был первый опыт работы над составлением литературного издания – в буквальном смысле «первый блин».
Сегодня уже собирается новый выпуск альманаха. И хотелось бы высказать несколько своих соображений, но уже по поводу будущего издания.
Если бы я была членом редколлегии, я бы:
– Отказалась от «смешанной» рубрикации и выбрала какой-то единый принцип. И вовсе «выбросила» бы материалы, привязанные к датам, потому что альманах – не газета, а литературное издание, посвященное не новостям, а творчеству. Лучше всего выглядел бы тематический подбор материалов: проза, поэзия, литературоведение, публицистика, эссеистика, история, наследие (или память), творчество молодых. Можно подумать, как унифицировать названия этих рубрик – конкретным словом либо поэтической строкой.
– Не делила так отчетливо авторов по творческим союзам, поставила бы произведения внутри рубрик по алфавиту, а сведения о принадлежности имярека к тому или иному объединению давала бы в биографической справке.
– Печатала бы как можно меньше отрывков из крупных произведений. Текст, вырванный из контекста, воспринимается странно. В практике профессиональных писателей – «сделать» рассказ специально к какому-то конкурсу либо изданию. Разве рязанские прозаики не способны поступить так же?
– Установила бы предельный объем для текстов каждого раздела и максимум публикаций для одного человека.
– Создала бы рубрику «История» и поместила бы туда отрывки из книг – тексты об истории Отечества или малой родины.
– Обращала больше внимания на перепечатку уже изданных где-либо текстов. Например, почти все рассказы Л. Осепяна из альманаха прежде опубликованы в его книге, изданной на гранты Правительства Рязанской области «Избранное» (Рязань, Поверенный, 2008). Равно как изданы отдельными книгами «Сын морехода» А. Говорова и «Явление шедевра» К. Охапкиной. Конечно, у тех книг тоже тираж невелик… но зачем повторяться самим авторам, да и альманаху?
– Активнее читала культурные полосы, СМИ, чтобы узнавать имена современных авторов, проживающих в Рязани и известных вне ее, и публиковать этих авторов – для адекватного отражения современного литературного пространства Рязани. В первый выпуск альманаха не вошло очень много достойных авторов.
– Разместила бы подробную информацию о процедуре подачи рукописей в альманах в рязанских СМИ (часы и место приема, объем, вид), чтобы она была доступна всем желающим.
Для информации: прием рукописей – по субботам до конца апреля в правлении РРО Союза писателей России, ул. Ленина, 35.
Рукописи подавать в печатном виде и на дисках CD.