21:03 МСК
Пятница
15 / 08 / 2025
5247

И опять в бой, мама!

Солдатская мать и вдова потеряла в годы войны мужа, сыновей, братьев, но сохранила стойкость и не пала духом

Наша постоянная читательница из Касимова, активистка ветеранского движения Нина Михайловна Уляшина уже рассказывала на страницах «Рязан-ских ведомостей» о своей удивительной большой семье, которую, как и многие семьи нашей страны, не обошла стороной Великая Отечественная война. Нина Михайловна хранит память не только о солдатах той войны, но и о мужественной женщине, своей свекрови Софье Яковлевне Уляшиной. С войны не вернулись ее муж, двое сыновей, трое братье. Сегодня – рассказ об этой солдатской матери. 

В июне 1941 года среди первых добровольцев ушли на фронт ее муж – инструктор Шиловского райкома Иван Фетисович Уляшин и братья – Александр, Михаил, Иван. Софья Яковлевна стала ждать от них весточки, но вместо писем в дом приходили «скорбные листки».

Вскоре вслед за отцом пошел воевать старший сын Василий. Он тоже не вернулся, так и не встретив свою восемнадцатую весну. Средний сын Иван в который раз перечитывал письмо с фронта. « … В одном из особенно тяжелых боев от прямого попадания снаряда в лобовую часть машины погиб ваш сын Василий. Но там, где застыл его могучий танк, находились раздавленные им вражеские пушки и пулеметы….Мы отомстим за вашего сына», – писали товарищи по оружию.

В 1943 году Иван окончил девятый класс и ушел в составе комсомольского взвода бить фашистов. В коротких письмах Иван сообщал: «Жив я. Мы в Германии. Гитлеровцы оказывают нам серьезное сопротивление… Получил ранение, лежу в госпитале. Раны затягиваются, скоро выпишут – и опять в бой, мама! На моем счету немало убитых фрицев. Это за отца, за брата! Скоро конец войне. Ждите!». И мать ждала, теплилась у нее надежда, тем она и жила…

…Софья Яковлевна увидела своего малыша Витю, бежавшего по пыльной деревенской дороге с конвертом в руках. Письмо было из военкомата. Страшная мысль пронзила мозг… Она судорожно вскрыла конверт, вынула четвертушку бумаги и, едва взглянув, вскликнула: «Это неправда! Мой сын жив!»

Односельчане собрались поддержать мать в горе. Наконец подошел председатель колхоза, взял из рук Софьи извещение и зачитал вслух: «Ваш сын, старшина, командир снайперского отделения… Уляшин Иван Иванович в бою за Родину, верный воинской присяге…погиб при штурме Бранденбурга и похоронен с воинскими почестями. Посмертно награжден орденом Отечественной войны. Крепись, мать! Полковник Руй. 30 марта 1945 года». И она крепилась, ведь надо было младшего Витю на ноги поставить…

В селе Ирицы Шилов-ского района, где жила Софья Яковлевна, ее уважали. Всю войну она проработала бригадиром полеводческой бригады, была примером окружающим во всем: пахала, сеяла, косила, метала стога, таскала бревна и мешки с зерном… Многие годы была депутатом Шиловского райсовета, заседателем народного суда.

Простая русская женщина, солдатская мать и вдова в трудное военное время отдала свою корову и всю одежду мужа и сыновей, не вернувшихся с фронта, многодетной семье односельчан – для спасения их от голода.

Последние 33 года своей жизни она посвятила семье младшего сына Виктора: помогала в воспитании внуков – четверых сыновей Нины и Виктора Уляшиных.

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 61 (3864) от 08 апреля 2011 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
Между можно и нельзя
Представь, читатель, дорожную картинку. Рязань. Утро, около девяти часов. Все спешат кто куда. Поворот с улицы Горького на улицу Есенина. «Горит» на пешеходном переходе зеленый человечек, ...
Людмила Трухина
«Космические» встречи
оставили неизгладимый след в моей памяти»
Читайте в этом номере: