00:13 МСК
Пятница
07 / 08 / 2020
442

С нежностью и любовью…

79 лет назад, 22 августа, родился известный поэт, наш земляк Евгений Маркин

Поэтические книги Евгения Маркина, собранные в отдельную стопку, много-много лет стоят у меня на книжной полке. И с годами я все чаще перечитываю их, вспоминаю наши встречи, литературные споры-разговоры, прогулки по тихим касимовским улочкам, пирушки и застолицы. Сколько их было – не перечесть!

Вспоминая поэта, я не раз ловил себя на мысли, что стихи, которые он оставил нам, очень точно высвечивают в памяти его внешний и внутренний облик, порывистые движения его души и сердца. Он боготворил красоту русской земли, ее пронзительно-синее неоглядье.

Изумляюсь первому цветку.
Ничего на свете нет красивей,
Чем в лесу, во глубине России,
Ландыш, наклоненный к ручейку.

Так писал он в 1976 году, вдохновенно создавая стихотворение «Изумление», опубликованное в его первой посмертной книжке «Разница во времени», изданной в Москве в издательстве «Молодая гвардия» в 1981 году. Этот сборник стихов вышел через два года после кончины поэта. К сожалению, критика тех лет мало писала о нем. А жаль. И вот в связи с этим пробелом мне хочется (пусть и задним числом) порекомендовать читателю эту небольшую по объему книжку. Она разно­образна по содержанию, но едина в своем художественном посыле, обращенном к людям с обостренным чувством совести, глубоко переживающим за судьбу своего Отечества.

Мне б теперь собрать ребят и девок.
Мне б хоть на день воскресить отцов:
Будем думать! Надо что-то делать!
Русские же мы в конце концов!

 

В этом сборнике органично соседствуют лирико-публицистические произведения и стихи с элементом исторического экскурса в прошлое Древней Руси, а также любовная лирика, воспринимаемая как потаенный лирический дневник поэта. Именно в любовной лирике Маркин раскрывается нам как зрелый художник слова, запечатлевший в своих стихах самые сокровенные движения человеческой души.

Ты мне заменишь друга,
Ты вернешь мне надежды,
Прошедшие стороной.
Ты заслонишь окошко,
Если ударит вьюга,
И тихо дохнешь прохладой,
Если ударит зной.
Захлестнутый на рассвете
Нежностью и любовью.
Пока еще спит моя милая,
Я выбегу в сад босой,
Чтобы к ее пробужденью
Нежно легла в изголовье
Белоснежная ветка,
Сверкающая росой.

Чудесные исповедальные строки, пленяющие нас неизъяснимым лирическим волнением, юношеской чистотой восприятия мира. Они прозрачны и хрупки, легки и воздушны, как тайное, почти неосязаемое дуновение пробуждающейся жизни и первой любви. Эти стихи не поблекли от времени, хоть и прошло со дня их написания довольно много лет. Поэт их создал в 1970 году, когда уже разменял третий десяток жизни. Заканчивалась молодость и наступала зрелость. Но вот что поразительно: поэт до конца своей жизни (и мне лично доводилось это видеть не раз), не утратил наивного, почти детского восторга перед красотой нашей природы, воспев родные места как зрелый и вдохновенный мастер поэтического слова.

Живя подолгу в касимовской глубинке, где он провел свое детство и часть юности, Евгений Маркин каждый день общался со своими клетинскими земляками. Он знал их радости и горести, разделял вместе с ними нелегкие житейские заботы. И не из бесед ли со своими земляками вызрело у него в душе, можно сказать, программное стихотворение «Мещерские сосны», в котором он являет свое художественное кредо, выходя на прямой контакт с читателями.

Но я никого не обижу.
Признавшись сегодня сполна,
Что все же родней мне и ближе
Мещерская наша сосна.

Образ сосны, запечатленной в этом стихотворении, символизирует прежде всего стойкость и непоколебимость человеческого духа, а в данном случае – самого поэта.

Год 1976-й был довольно плодотворным у Маркина. Было написано немало интересных произведений, но стихотворение «Рязанские грибы» явилось одним из лучших. В нем слились воедино живой образный язык и ритмическое разнообразие русского классического стиха. Во всем своем блеске возникает перед читателями целый каскад неожиданных рифм: «гербу – горбу», «влазят – не сглазит» и т.д. Стихи написаны размашисто, с безоглядной удалью. Они пластичны и музыкальны, в них четко просматривается народный лад и строй стиховой формы. Прочтя их, я сразу вспомнил редчайшую работу выдающегося ученого-филолога А.Н. Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу», в которой художественная сила слова передана тончайшими оттенками и нюансами, полными глубочайшего сакрального смысла.

Евгений Маркин – один из тех поэтов, кто постигал свое время на собственном опыте, учась мудрости у народа, живущего в нашей терпеливой глубинке. И теперь, в связи с многочисленными переменами, происходившими в нашей стране, когда иерархия художественных ценностей коренным образом изменилась (зачастую не в лучшую сторону), все же Маркину нельзя отказать в искренности его так называемых публицистических стихов. Ведь если бы он не верил в нереализованные идеалы, то не написал бы таких произведений, как «Все меньше тех, кто лично помнит Ленина…», помеченное 1970 годом, и «Ленин пишет декрет о земле», созданное в 1977-м, а также «Баллада о красном коннике» – в 1965-м. И «Баллада о кадровом пограничнике», написанное в этом же году.

Конечно, сейчас, спустя десятилетия, читатели Евгения Маркина стали более информированными, им предоставлены более широкие возможности многое узнать из нашей истории, в том числе истории революционной, еще до конца не изученной, тщательно и добросовестно не проанализированной. Для этого, как видимо, потребуются многие и многие годы.

Перечитывая стихи так рано ушедшего от нас поэта, я как бы заново возвращаюсь в юность, верящую в чистые духовные идеалы, овеянную ореолом романтики, к большому сожалению, почти немыслимой в наши прагматичные времена. Нет, не ностальгические чувства вызывает у меня перечитывание книг Евгения Маркина, а скорее всего тянет меня к ним потому, что я нахожу в них то, что мы день за днем теряем: доброту человеческих отношений, сердечность и отзывчивость, веру в правдивое печатное слово. В дружбу и товарищество.

Подлинная поэзия светит нам своим душу возвышающим живительным светом, ибо ее исток и первооснова открывается нам в древнейшем библейском тексте: «В начале было СЛОВО…»

Геннадий Морозов
член Союза писателей СССР и России, Почетный гражданин города Касимова

 


Евгений Маркин

Первый подснежник

Словно сияние в руки беру!
Вот он, лежит у меня на ладони –
самое чистое и молодое
дивное диво в древнем бору.
Бледен. Прозрачен. Запаха нет.
Всё в нём пока ещё смутно и зыбко:
то ли весны запоздалой улыбка,
то ли зимы прощальный привет.
Здравствуй!
А ты мне себя назови,
ты мне откройся,
первый подснежник!
То ли печальная память о прежней,
то ли предчувствие новой любви.

ПРИТЧА

В чистом поле, за седьмой верстой,
рос дубок с волшебною листвой…
По траве
в далёкие года
прибегали юноши сюда:
– Научи, пожалуйста, листва,
говорить красивые слова!
В чистом поле, за седьмой верстой,
дуб стоял с волшебною листвой.
По знакомой тропке, вдоль межи,
приходили зрелые мужи:
– Научи, пожалуйста, листва,
нужные придумывать слова!
В чистом поле, за седьмой верстой,
дуб темнеет бронзовой листвой.
И к нему дорогой напрямки
тянутся седые старики:
– Научи, пожалуйста, листва,
мудрые подсказывать слова!
В чистом поле, за седьмой верстой…

 

 


Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 148 (5435) от 18 августа 2017 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
Человек, обгонявший время
На этой неделе исполнилось сорок дней, как не стало Виктора Ивановича Агеева. Его справедливо называют патриархом рязанской фотографии
Счастливые люди
живут в селе Новобокино Сараевского района
Вероника Шелякина
Читайте в этом номере: