22:24 МСК
Пятница
03 / 07 / 2020
424

Листвянка за экостиль!

Тем более что он возвращает к добрым традициям

Один московский третьеклассник пришел к директору своей школы и сказал, что в рамках научно-исследовательского проекта хотел бы посадить деревце, выращенное им из семечка, ухаживать за ним и наблюдать. И директор его уважил, нашел походящее местечко на школьной территории. «Вот что значит – экологическое воспитание, – восхищалась мама, – ведь столичная земля в таком дефиците!»

В сельской местности земля велика и обильна, но экологического порядка на ней нет, о чем неустанно сообщают СМИ. Говорят, потому что у местных властей мало денег. Но дело не только в этом. «Мне что, больше других надо?» – в данном стереотипе, сформированном в нашем сознании, корень многих экологических бед. Как сделать, чтобы он не формировался, задумались в Рязанском районе…

Мягкая сила

Когда Зинаиду Николаевну Гришанову назначили директором Листвянской средней школы, то, впервые явившись в этом качестве в родные стены и оглядев все вокруг как бы новым взглядом, она удивилась – какая же неухоженная школьная территория! Посаженные когда-то с любовью кусты сирени невероятно размножились и разрослись, образовав скрытые от глаз темные уголки, куда не грех и мусор спрятать. Штакетник деревянной ограды местами подгнил, свалился.

Новый директор стала решительно наводить порядок, взяв за основу новоизобретенную формулу: «Как театр начинается с вешалки, так школа – со школьного двора».

Массивную ограду вокруг школы не стали замышлять: дорого и как-то… непедагогично. Решили действовать «мягкой силой», вместо ограды посадили бархатцы. Кто-то заранее предупреждал: «Потопчут, вырвут…» Но ни у одного местного «злодея» на школьный цветок рука не поднялась. Начали на пришкольном участке цветочную рассаду разводить, ее продавали, обменивали – в Листвянке оказалось много любителей-цветоводов. Вокруг школы появились чудо какие клумбы! Деревьями тоже занялись: вырубали старые, сажали новые. И не только для красоты, но и на память. Возникли аллеи выпускников: рябиновая, каштановая…

А в районе в те годы очень кстати объявили конкурс на лучшую школьную территорию. И Листвянская школа стала чуть ли не ежегодно в этом конкурсе побеждать. И так – лет пятнадцать… Срок большой. А что дальше?

В этом году, который, как известно, объявлен Годом экологии, созревает и, уже можно сказать, созрел общешкольный и даже общепоселковый проект «Зеленая аллея». Но о нем чуть позже. Остановимся пока на самом слове «проект»…

Слово и дело

Некоторым педагогам оно не нравится: провоцирует, как говорят, на формализм. Может быть ведь и так: дела мало, а бумаг вокруг него много, и это как бы создает вес. Как бы…

Другие возражают: такая форма, как проект, позволяет все серьезно рассчитать и просчитать, а значит, имеются серьезные шансы на то, что дело может осуществиться. И очень полезно, когда в осуществлении «взрослых» проектов участвуют дети.

В Рязанском районе, помимо централизованного водоснабжения, есть еще и 170 колодцев, из которых пьет воду более половины всего населения – главным образом, жители малочисленных деревень. За колодцы отвечают администрации поселений, у которых денег не в избытке, и они составили график очистки колодцев, чтобы делать это постепенно. А начать пить хорошую, чистую воду хочется всем и побыстрее. И когда одно из предприятий ЖКХ объявило в районе о возможности проекта «Чистый колодец», в котором, помимо административных органов и коммунальщиков, может участвовать и народ, на это откликнулось больше половины поселений.

Но каким образом в проект вписались дети – учащиеся Полянской, Варсковской, Дубровической и других школ? Они воду выкачивали, ил наружу выгребали? Нет, конечно. Но, разбившись по отрядам, тоже занимались полезной работой. Один школьный экологический отряд начал опрос населения, уточняя, сколько людей и как именно готовы участвовать в общем начинании. Другой решил расширить свои краеведческие знания: с колодцами знаете сколько всего связано! А третий отряд стал исследовать воду после очистки, связавшись для этого с учеными РГУ имени С.А. Есенина.

Приводя в порядок колодцы, народ вспомнил о родниках. Ведь были такие и есть! Их стали находить и расчищать, наносить на карту. Об эстетической стороне дела тоже не забывают, думают не только над тем, как благоустроить колодцы и родники, но и как их оформить, украсить. В октябре в районе станут подводиться итоги первой части проекта «Чистый колодец», будем надеяться, что и о стараниях школьников не забудут.

Не за страх, а за совесть

Когда люди делают одно общее дело, они вольно-невольно проявляют свои лучшие качества. Бывает, спонсоры находятся. Эффективность работы становится выше. Люди ведь не за страх трудятся (по «принудиловке»), а за совесть. И так дешевле выходит. Любой проект.

В начале этого лета появилось молодежное издание Рязанского муниципального района – газета «Импульс». Готовя его первый номер, прежде всего подсчитали, во сколько он обойдется. Сумма получилась – астрономическая! Тогда стали искать, что можно сделать самим, без привлечения посторонних людей. Результаты обрадовали. Первый номер вышел, хорошо был принят читателями. Недавно издали второй. И все пока, в основном, на общественных началах. Пока. Ведь в дальнейшем может получиться так же, как с лагерем «Стимул», который в Рязанском районе летом открывается для детей из «неблагополучных» семей. Организованный по инициативе директоров сельских школ, он уже три года действует усилиями учителей и спонсоров. Но как хорошо показавший и утвердивший себя общественный проект может с некоторых пор и получить финансовую поддержку муниципалитета.

И красотой, и питаньем

А теперь о проекте, который инициирует Листвянская школа и который называется «Зеленая аллея». Его конечная цель – формирование в поселке экостиля жизни, что вполне вписывается в обсуждаемое сейчас экологическое направление развития хозяйства нашей области.

Учителя прежде всего предлагают продолжить работу по благоустройству, украшению поселка, используя зеленые насаждения, цветы, а еще то, что называется «ненужными вещами». Обычно они идут в мусор, но руками и головой творческих людей превращаются в Листвянке в радующие и забавляющие глаз изделия. Примером могут служить и школьная территория, и, скажем, уголок «Эдем» – настоящий «райский уголок», созданный Еленой Владимировной Шиловой, председателем одного из ТСЖ поселка.

Примечательна третья идея, предусмотренная в школьном проекте: ведь экостиль предполагает здоровый образ жизни, здоровое питание…

И тут обязательно вспоминается, что когда-то Листвянская, как и другие сельские школы в стране, имела возможность выращивать здоровую пищу на своем пришкольном участке в рамках трудового воспитания. А потом это воспитание в принципе из российской педагогики изгнали.

Но многие сельские школы, в их числе и Листвянская, хорошую традицию сохранили, дети имеют возможность заниматься земледелием на учебно-опытном участке. А это тоже в русле проекта. Ведь что может быть экологичнее, чем здоровый труд на свежем воздухе, на чистой земле!

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 148 (5435) от 18 августа 2017 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.

Ранее по теме:

У Рязани может появиться свой «зеленый щит»

В Рязанской области приводят в порядок леса

В Рязани появилась клумба «Чемпион»

Прапорщики станут бакалаврами
Минобороны совершило революцию в кадровой политике
Кто поднимет щит Святогора?
Читайте в этом номере: