22:25 МСК
Четверг
01 / 10 / 2020
329

Принципиальная норма

Глава Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Андрей Клишас –
о муниципальном фильтре как механизме народовластия и конкурентности

Единственным источником власти в России является ее многонациональный народ. И механизм, не слишком удачно названный муниципальным фильтром, направлен как раз на реализацию этой статьи Конституции. Его основная цель – обеспечить политическую конкуренцию и право граждан на участие в управлении с низовых уровней, начиная с муниципального.

Механизм сбора подписей муниципальных депутатов при выдвижении кандидатов на выборах призван стимулировать политические силы, заинтересованные в решении проблем населения, улучшении жизни людей. Однако практика показала, что многие из таких политических сил грешат нежеланием работать на уровне местного самоуправления. Это касается в том числе и парламентских партий: крупные игроки с готовностью выдвигают кандидатов в органы государственной власти и совершенно не изъявляют желания участвовать в муниципальных выборах.

Тем не менее уже есть положительный пример работы муниципального фильтра в Москве. В этом году оппозиционные кандидаты активно продвигают свои предвыборные программы с целью избрания именно в муниципальные органы власти. Именно на это и направлена работа муниципального фильтра.

Органы местного самоуправления в соответствии с Основным законом отделены от органов государственной власти. Это, в частности, означает, что они обладают выделенной компетенцией, конституционными полномочиями для решения вопросов местного значения и финансово-экономической самостоятельностью.

Однако здесь необходимо понимать: местное самоуправление обладает той же природой, что и государственная власть, а значит, функциональное и прочее взаимодействие между государственными и муниципальными органами власти необходимо. Именно из этой позиции исходил Конституционный суд, признавая принципиальную конституционность нормы о муниципальном фильтре. Он указал, что хотя органы местного самоуправления и не входят в систему органов государственной власти, однако обладают публично-властными полномочиями, выполняют функции публичной власти на соответствующем территориальном уровне.

Возможно, действующий механизм несовершенен и в дальнейшем может претерпеть изменения. Но, на мой взгляд, они должны быть направлены не на отмену муниципального фильтра, а на поддержку тенденции укрепления политической роли органов местного самоуправления.

Есть тезис о том, что реальная народная демократия начинается тогда, когда на выборы органов местного самоуправления приходит больше граждан, чем на выборы органов государственной власти. На мой взгляд, этот тезис во многом справедлив. Доверие к власти со стороны граждан должно формироваться с самого близкого к ним уровня, призванного решать самые насущные, ежедневные проблемы людей.

А оценка деятельности политических партий, наличия или отсутствия у партий позитивной политической повестки во многом должна определяться тем, как эти политические силы ведут работу на уровне органов местного самоуправления.

Материал предоставлен редакцией газеты «Известия»

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 148 (5435) от 18 августа 2017 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.

Ранее по теме:

В Рязани начали ремонтировать еще три дороги

Завтра в Рязани по ряду адресов отключат холодную воду

На дорогах Рязанской области проходит рейд по тонировке

Спрашивали – отвечаем
Прапорщики станут бакалаврами
Минобороны совершило революцию в кадровой политике
Читайте в этом номере: