В понедельник в Рязанском государственном университете историки из 9 городов, крупнейших российских научных центров будут обсуждать проблемы Смутного времени. Всероссийскую научную конференцию на тему «Смутное время и земские ополчения в начале XVII века» кафедра истории России РГУ имени Сергея Есенина организует совместно с Рязанским историко-архитектурным музеем-заповедником «Рязанский кремль» при поддержке Комитета по культуре и туризму Правительства Рязанской области. А собираются на нее, без преувеличения, главные специалисты по Смутному времени в России.
точка зрения
Вячеслав Козляков,
доктор исторических наук, профессор кафедры истории России РГУ имени С. А. Есенина:
– Сейчас, я думаю, возвратилось более здравое понимание Смутного времени после опыта, пережитого страной в 90-е годы. Думаю, эта историческая полоса еще не завершилась. Стало понятнее очень многое в Смутном времени, потому что в новейшей истории России возникали те же самые вопросы, связанные с собственностью, с предательством национальных интересов. Есть государственный праздник, связанный с этим временем, в основе которого день освобождения Москвы. Прокофий Ляпунов первый, кто объединил земские силы для освобождения Москвы. Просто он не дожил до этого события 1612 года. Но из-за того, что эти события так актуальны не только в историческом, но в и политическом контексте, интерес к ним большой. Я думаю, что история Ляпунова нуждается и в современном прочтении и объяснении историческом, а не идеологическом.
Алла Севастьянова,
доктор исторических наук, профессор РГУ имени С. Есенина:
– В составе рязанского ополчения были туляки, нижегородцы, ярославцы, владимирцы и, в первую очередь, рязанцы. Гражданская позиция земского ополчения абсолютно хорошо прописана в документах и легко читается. Неизвестный автор 1706 года вопрошает: кого вы испугались? Земля пропадает. Момент был такой, что терпеть больше нельзя. Очень многие не хотели возвышения Ляпунова, успеха его ополчения. Потому Прокофий Петрович и погиб. Слишком часто в России не звучит решающий голос не мира, не земли, а Земского собора, боярской думы, власти. И тогда появляются люди, подобные Ляпунову, харизматичные, честолюбивые, умеющие карать и миловать. И вести за собой людей.
Смута на Руси имеет свойство повторяться, и потому эта тема актуальна вот уже на протяжении четырех столетий. Конференция в Рязани не случайно собирается в апреле. Именно в апреле 1611 года, 400 лет назад, было сформировано первое русское ополчение во главе с рязанским воеводой Прокофием Ляпуновым. Об этом в самый канун конференции мы говорим с доктором исторических наук, профессором Рязанского государственного университета Аллой Александровной Севастьяновой.
Было время, когда Ляпунова почти забыли на земле Рязанской. Только село Исады на берегу Оки да красавица церковь, недавно спасенная от разрушения, напоминали о здешнем помещике, рязанском дворянине, сыгравшем в годы русской Смуты XVII века значительную, но неоднозначную роль. Человек гордый, честолюбивый, неординарный даже по тем лихим временам, Прокофий Ляпунов не просто волею судьбы, а по собственной инициативе хотел влиять на судьбу страны в самый трудный для нее момент. Потому и метался между Василием Шуйским и его племянником Михаилом Скопиным-Шуйским, между «поляками и казаками», потому и погиб в результате предательства. Но главное ему удалось: выносить идею ополчения и осуществить ее.
– Почему это ополчение действительно серьезное событие? – спрашивает Алла Александровна Севастьянова. И тут же отвечает: – Потому что в первый раз Земля, то есть вся страна в употреблении того времени, попыталась сама выразить свои нужды и надежды. Перед нами первое самохотение, самоосознание необходимости очень патриотически, очень граждански поступить – спасти Отечество. Именно слово «граждане» потом будут вспоминать, описывая как гражданин Кузьма Минин призывал людей во второе ополчение. А его главный воевода князь Дмитрий Пожарский был ранен весной 1611 года, сражаясь в Москве.
Судьбы, фамилии и траектории движений тесно переплетались в те непростые времена в России. Идеологом, творцом идеи ополчения был патриарх Гермоген, который рассылал из Москвы по всей стране послания с призывом к воеводам бороться с врагом потому, что мы – русские, православные, и нам не надо другого. Происходило это, когда страна уже стояла на краю гибели.
– Это был абсолютно своевременный призыв, – продолжает Алла Александровна, – призыв к земству. Потому так важно здесь слово земский. Земское ополчение – от Земли. Мы только что претерпели самозванство, расстрига был во главе страны, мы поняли, к чему это ведет. Не дадим себя убить. В этом пафос призывов Гермогена. А осуществить идею сможет Прокофий Ляпунов. У него была конкретная сила. Это русские служилые люди и казаки, несшие службу в разных уездах русского государства, в том числе и на Рязанской земле.
Прокофий Ляпунов погиб, вместе с ним прекратилось и его ополчение. Но значительная часть сторонников Ляпунова уйдет к Минину и Пожарскому, второе ополчение освободит Москву, и нация возведет на царство новую династию.
Конференция, собравшаяся в Рязани, обсудит не только историю ляпуновского ополчения. Среди тем представленных докладов есть фундаментальные, посвященные теме Смуты, проблеме воцарения Романовых, роли церкви в тот период, экономики и политики государства Российского в те годы. Но на конференции будут обсуждаться и локальные проблемы отдельных фамилий и личностей (Андрей Шерефединов, Ян Сапега, рязанские помещики Коробьины, архиепископ Феодорит и Ляпунов, конечно), разных сословий (от воевод до стрельцов), различных политических группировок. Борьба за власть в те времена, как и сейчас, была столкновением не только сил, но и интересов, борьбой и идей, и личностей.
Зачем нам сегодня окунаться в проблемы русской смуты? Может быть затем, чтобы научиться выходить из нее с достоинством, обретая заново гордый дух гражданства, воспетый поэтом. Иначе история не делается.