14:39 МСК
Среда
22 / 09 / 2021
343

Особенности проведения процедур банкротства крестьянских фермерских хозяйств

Понятие крестьянского (фермерского) хозяйства дается в Федеральном законе от 11.06.2003 №74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» под которым понимается объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.

В отношении фермерского хозяйства существует одна важная особенность, оно осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но в тоже время к деятельности фермерского хозяйства применяются нормы, регулирующие деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями.

Основанием для признания крестьянского (фермерского) хозяйства также является его неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам либо исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

В законе о банкротстве формально идет речь о признании банкротом именно хозяйства, а не его главы – индивидуального предпринимателя.

Если крестьянское (фермерское) хозяйство включает несколько лиц (членов хозяйства), то заявление о признании этого хозяйства банкротом может быть подано в арбитражный суд его главой – индивидуальным предпринимателем при наличии письменного согласия всех членов крестьянского (фермерского) хозяйства.

Кроме того, такое заявление должно содержать подтвержденные документами сведения о составе и стоимости имущества крестьянского (фермерского) хозяйства и составе и стоимости имущества, принадлежащего на праве собственности членам этого хозяйства, а также об источниках, за счет которых оно приобретено.

Согласно п.3 ст.221 Закона о банкротстве в случае признания хозяйства банкротом и открытия конкурсного производства имущество, принадлежащее на праве собственности членам хозяйства, а также иное имущество, в отношении которого доказано, что оно приобретено на доходы, не являющиеся общими средствами крестьянского (фермерского) хозяйства, в конкурсную массу не включается.

Конкурсную массу крестьянского (фермерского) хозяйства образует только находящееся в общей собственности членов крестьянского (фермерского) хозяйства имущество, включая имущественные права.

Согласно ст.27 Закона о банкротстве к крестьянскому (фермерскому) хозяйству применяются следующие процедуры банкротства:

- наблюдение;

- финансовое оздоровление;

- внешнее управление;

- конкурсное производство;

- мировое соглашение.

Большинство из перечисленных процедур имеет определенную специфику, обусловленную тем, что крестьянское (фермерское) хозяйство осуществляет сельскохозяйственное производство, связанное с сезонностью работ и большой зависимостью от природных условий, соответственно, и не исключается возможность восстановления его платежеспособности.

Согласно п.1 ст.219 Закона о банкротстве в течении двух месяцев с момента вынесения арбитражным судом определения о введении в отношении крестьянского (фермерского) хозяйства наблюдения глава крестьянского (фермерского) хозяйства может представить в арбитражный суд план финансового оздоровления и график погашения задолженности.

Финансовое оздоровление крестьянского (фермерского) хозяйства вводится арбитражным судом, если осуществление предусмотренных его планом мероприятий позволит погасить требования кредиторов, в том числе за счет доходов, которые могут быть получены крестьянским (фермерским) хозяйством по окончании соответствующего периода сельскохозяйственных работ.

Если же в течение периода финансового оздоровления имели место спад и ухудшение финансового состояния крестьянского (фермерского) хозяйства в связи со стихийными бедствиями, с эпизоотиями или другими обстоятельствами, носящими чрезвычайный характер, срок финансового оздоровления может быть продлен на год при условии изменения графика погашения задолженности.

Внешнее управление крестьянским (фермерским) хозяйством вводится судом на основании решения собрания кредиторов до окончания соответствующего периода сельскохозяйственных работ с учетом времени, необходимого для реализации произведенной или переработанной сельскохозяйственной продукции на срок, не превышающий двух лет и трех месяцев.

Если же в ходе внешнего управления имели место спад и ухудшение финансового состояния крестьянского (фермерского) хозяйства в связи со стихийными бедствиями, эпизоотиями и другими обстоятельствами, носящими чрезвычайный характер, срок внешнего управления может быть продлен на год.

В случае признания крестьянского (фермерского) хозяйства несостоятельным (банкротом) и открытия конкурсного производства лица, занимающиеся производством сельскохозяйственной продукции и владеющие земельными участками, непосредственно прилегающими к принадлежащему крестьянскому (фермерскому) хозяйству земельному участку, имеют преимущественное право приобретения имущества крестьянского (фермерского) хозяйства с публичных торгов.

Ведущий специалист-эксперт отдела правового обеспечения,
контроля (надзора) в сфере саморегулируемых организаций
А.Н. Мартьянов

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 150 (5437) от 23 августа 2017 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
Зарумянилось лето
Отведай яблоко из павловского сада, загадай желание – и жди чуда
Татьяна Клемешева
Читайте в этом номере: