03:20 МСК
Понедельник
26 / 09 / 2022
881

Робот, дай прикурить!

«Пакет нужен?» «Дисконтная карта есть?» «Товар по акции не желаете?» Угрюмо выдавливаю из себя три раза «нет» и опять сожалею, что я невеселый такой. Наверное, на эти надоевшие вопросы кассиров полагается отвечать более любезно: «Ой, нет, спасибо!» или «Благодарю, как-нибудь в следующий раз»… А тут словно молотком по наковальне: «Нет, нет, нет». Да и какая, простите, любезность, когда из нескольких касс в часы пик работает одна, куда бы ни зашел. Еще одна шаблонная фраза: «А можно позвать второго кассира?» Единственный оператор кассы нажимает на кнопку звонка и… опять никто не приходит.

Вместо этой обходительности нам предлагают другую: «Пакет нужен?», «Товар по акции не желаете?»

Наговорившись за рабочий день с кем надо и с кем не надо, я совершенно не испытываю желания вступать в коммуникации с персоналом торговых залов. Мне больше по нраву самообслуживание. Терминал считывает штрих-код на товаре и выдает сдачу. Таких автоматических касс можно поставить хоть с десяток в любом магазине и больше не собирать очередей. Не сомневаюсь, что по такому пути и пойдут в ближайшем будущем владельцы торгового бизнеса, старающиеся любыми путями снижать издержки. Сейчас они экономят на зарплатах кассирам, из-за чего эти рабочие места не пользуются популярностью. Но они по крайней мере есть.

А вот в ларьках по продаже разливной питьевой воды эти вакансии исчезают. Недавно киоск возле моего дома переоборудовали. Вместо любезной пенсионерки в один прекрасный вечер я увидел монетоприемник с кнопками и подставку для бутылок. Честно скажу, в этом нововведении я нашел для себя несколько плюсов. Воду теперь можно брать круглосуточно и без перерыва на обед, да еще собственноручно дозировать заполнение емкостей.

Правда, цена за литр осталась неизменной, а могли бы и снизить – робот зарплаты не получает.

Итак, роботы… Автоматизация сферы услуг и производства. Даже если бы мы окончательно впали в архаику, что наблюдается во многих областях общественной жизни, технический прогресс не остановить. Экономисты предупреждают: нужно быть готовыми к исчезновению целого ряда профессий в ближайшие два десятка лет. Полностью автоматизированные системы уже заменяют труд бухгалтеров, продавцов, заведующих складами и, между прочим, журналистов новостных агентств, которые не могут тягаться с программами в скорости мониторинга ресурсов Интернета и составлении информационных заметок. В первую очередь останутся не у дел люди, занятые низкоквалифицированным и механическим трудом. Но тяжелые времена пророчат и водителям, и строителям, и всевозможным офисным клеркам, и юристам… Уйдут в небытие многие необременительные должности, на которых неплохо чувствовали себя люди преклонного возраста и пенсионеры. И здесь государство столкнется с еще одним вызовом, вернее, с дилеммой, вытекающей из планов по реформированию пенсионной системы: как увеличить число занятых в экономике за счет повышения пенсионного возраста и одновременно с этим обеспечить необходимое количество рабочих мест при растущем уровне автоматизации и высвобождении персонала? Куда пойдут работать те же кассиры, когда их полностью заменят терминалы самообслуживания?

И как высвобождающаяся молодая рабочая сила будет реагировать на бабушек и дедушек, не расстающихся со своими должностями на вполне законных основаниях?

Один мой коллега на своей страничке в социальных сетях «повесил» великолепный статус: «Лицемерие – это написать книгу об атеизме и молиться, чтобы она стала бестселлером».

Вслед за ним я думаю: лицемерие – это говорить о повышении пенсионного возраста во благо пенсионной системе и не обещать не то что новых вакансий, а хотя бы сохранения прежних рабочих мест.

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 151 (5438) от 24 августа 2017 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
Эстафета памяти
Участников автопробега «С Востока на Запад России» встретили на Бородинском поле
Лада Петрова
Настоящий друг
Рязанская библиотека получила в подарок книги из Италии
Татьяна Железнова
Читайте в этом номере: