21:06 МСК
Среда
19 / 02 / 2025
2035

Компьютер как хлеб насущный

В общественной приемной лидера партии «Единая Россия» Владимира Путина в Рязани состоялось заседание «круглого стола» на тему «Модернизация системы образования в Рязанской области»

В последнее время руководители страны уделяют много внимания модернизации образования. Президент Дмитрий Медведев не раз высказывал озабоченность по поводу работы профессиональной школы. Премьер-министр Владимир Путин на заседании Правительства и встрече с руководством партии «Единая Россия» говорил об укреплении общеобразовательного пространства страны, указав на необходимость материально-технического обеспечения школ и повышения зар-плат учителей.

Владимир Путин, обсуждая пути развития российского образования, поставил вопрос: «Как сделать так, чтобы и школы не закрывать (там, где их нужно сохранять), и качество учебы поднять, и сократить расходы?»

Собственно, данный вопрос в устах премьер-министра выглядит, скорее, как постановка задачи, решать которую предстоит по всей стране. Сделать это будет достаточно сложно, причем в каждом отдельном случае, т.е. в каждом отдельном регионе наверняка будут возникать свои нюансы.

точка зрения

Надежда Бушкова,
министр образования Рязанской области:

– Одно из наиболее проблемных направлений в модернизации образования – это общественно-государственное управление. Некоторые родители настороженно относятся к школе, учителям, почему-то считают себя постоянно уязвленной стороной. А ведь у родителей сейчас очень большие права, они, например, могут поставить вопрос о проверке учителя на соответствие занимаемой им должности. Чтобы получить ответ на какой-то особенно интересующий вопрос, родители часто пользуются слухами, а ведь проще простого зайти на сайт министерства образования и получить квалифицированный ответ.

Татьяна Пронина,
начальник управления образования Рыбновского района:

– Целевое направление на учебу в нашем районе используется уже несколько лет относительно тех ребят, которые желают учиться в агротехнологическом или медицинском университетах. Для этого сначала проводится опрос в школах. Потом, когда из вузов поступают квоты на целевое поступление, комиссия от администрации района проводит свой отбор, знакомит ребят с договором, где обозначены условия направления, и потом они едут поступать, имея при себе результаты ЕГЭ и личное портфолио. Так, очевидно, будет и в том случае, если кто-то из нынешних выпускников захочет по целевому направлению получить педагогическую специальность. Тогда в соответствии с договором, так же, как и молодые сельские специалисты, они могут вступить в жилищную программу для молодежи и обзавестись своим углом.

Виктор Гуськов,
директор Рязанской средней школы Рязанского района:

– Роспотребнадзор предъявил новый пакет требований в части оснащения и переоснащения школ. Причем сроки установлены жесткие – к началу нового учебного года. Средства для этого потребуются немалые, и хочется надеяться, что для того, чтобы создать требуемые условия хотя бы для «первачков», которые будут учиться по новым стандартам, необходимую помощь окажет федеральный центр.

К примеру, в Рязанской области – это сокращение количества детей (с 2007 года детское население уменьшилось на 10 тысяч человек). Виной тому – недостаточная рождаемость. Термин, безусловно, не научный, но отражающий нехватку восполнения населения региона, низкий темп воспроизводства. Получается тревожная ситуация, когда в школах области ряды учеников буквально «тают» с каждым новым учебным годом. Стремительность этого процесса такова, что опережает динамику оптимизации учебных заведений в регионе.

Не все родители могут правильно оценить суть проблемы. Некоторым кажется, что маленькая школа имеет свои безусловные преимущества. Пусть государство тратит на них много средств, зато дети учатся в камерной обстановке, почти дома. «Как учатся?» – переживают другие родители и без лишних слов возят ребят на личных автомобилях пусть в отдаленные, зато укомплектованные и хорошо оснащенные учебные заведения. И их позиция абсолютно оправданна: сельские малокомплектные школы не всегда дают знания должного уровня. Об этом говорит ныне часто встречающийся факт: на старшей ступени здесь бывает уже некого учить, все потенциальные старшеклассники покинули школу из-за боязни ЕГЭ.

Но бывают обстоятельства, которые говорят в пользу сохранения малых школ. Например, из-за слишком большого расстояния до других учебных заведений. И выход из положения здесь видится в следующем – в придании им статуса филиалов более крупных, технически и кадрово оснащенных базовых школ. Такой процесс сейчас повсеместно наметился в Рязанской области (особенно в сельских районах), и он обусловлен сложной демографической ситуацией.

Итак, базовые школы с несколькими разными по значению филиалами: где таким филиалом является начальная школа, где – основная, а где и средняя. А над всеми ними – самые крупные и сильные, так называемые опорные школы. Они испытывают все новое и передовое и распространяют хороший опыт. Таких школ будет, наверное, по одной в каждом из райцентров. В Рязани они уже определены – №3, №51, №69 и №72. Это школы-консультанты, учителя учителей. Именно они в первую очередь получат в этом году по 1,5 миллиона рублей на освоение в первых классах новых образовательных стандартов.

Сами стандарты вызвали много горячих споров по всей стране. Здесь можно вспомнить и недавнюю дискуссию на I Всероссийском съезде учителей истории и обществознания, и присуждение сообществом литераторов красноречивой премии «Почетная безграмотность» не кому-нибудь, а министру образования Андрею Фурсенко за его своеобразное отношение к изучению в школе русского языка и литературы. Будем надеяться, что такое общественное неравнодушие послужит на пользу российскому образованию и его получателям.

Но за этими спорами следует помнить, что обеспечение стандартов в школах во многом зависит от материально-технической базы учебных заведений. В этом федеральный центр, по словам Владимира Путина, готов подставить регионам «финансовое плечо». Это позволит, в свою очередь, часть региональных денег направить на зарплату учителям, которая должна увеличиться ориентировочно на 30 процентов.

Сегодня средняя зарплата педагогов в Рязанской области составляет 9495 рублей. И хотя она на 955 рублей больше, чем в прошлом году, но сама цифра ох как нуждается в увеличении! И 30-процентное повышение будет только во благо (а там, глядишь, и на этом не остановятся).

Конечно, кажущаяся четкость и определенность данной схемы на практике наверняка потребует доработок и подстраховки. Так, при переходе на новую систему оплаты труда школы столкнулись с трудностями при выработке критериев, определяющих качество работы. Решать проблему надо как можно скорее, ведь повышение учительской зарплаты – это и привлечение в школу молодых творческих кадров. А это еще один острый вопрос, который требует скорейшего решения в рамках всей страны и в Рязанской области в том числе.

Впрочем, техническая оснащенность школы, возможность применять информационно-коммуникационные технологии для современного молодого учителя – настоящий «хлеб насущный». На решение этой проблемы и направлена инициированная премьер-министром Владимиром Путиным программа, ибо, как прозвучало на встрече, «если в школе только мел да бумага, молодой учитель здесь работать не будет».

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 63 (3866) от 12 апреля 2011 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
Глас народа
Нужно ли нам сегодня осваивать космос?
Выше нас – только небо
Штрихи к портрету летчика-космонавта СССР, дважды Героя Советского Союза, заслуженного мастера спорта СССР Владимира Викторовича Аксенова
Вячеслав Чирков
Читайте в этом номере: