Заглянул в уголки памяти и поразился; в какой близи могут пройти жизненные тропки совершенно разных людей! Глубокая осень семьдесят шестого года. Наш редакционный «газик» в составе целого эскорта, сопровождающего авто только что совершившего космический полет Владимира Аксенова, мчит по шоссе Рязань–Касимов на встречу с земляком на его малой родине.
И вот – Гиблицы. Перед тем, как начать пресс-конференцию космонавта, руководитель пресс-группы, известный корреспондент Всесоюзного радио Анатолий Павлович Лисин представил журналистов. После объявления: «Корреспондент газеты «Рязанский комсомолец» Вячеслав Чирков» приехавшая вместе с Владимиром Аксеновым его тетушка Зинаида Ивановна встала из-за стола и спросила: «Как Ваше отчество?» Я ответил. Зинаида Ивановна так разволновалась, что только спустя две-три минуты обрадованно объявила: «Нет-нет, я не ошиблась. Он так похож на того, во время Великой Отечественной, директора нашей, Гиблицкой, школы Ефима Георгиевича Чиркова. Он – Ваш отец?» Я, смущенный, кивнул головой. Владимир Викторович подошел ко мне, обнял и полушутливо произнес: «Да мы, оказывается, «родственники» по школьной жизни».
Cтал встречаться с Аксеновым не менее раза в год (не пропустил ни одного легкоатлетического пробега в честь космонавта), а то и более. Как-то сам собой рождался рассказ – из интервью и мимолетных бесед – о космонавте. Нашествие немецко-фашистских захватчиков круто изменило его судьбу. Шестилетний мальчик жил у престарелых родителей матери – Ивана Прокофьевича и Веры Федоровны Аксеновых – преподавателей русского языка и литературы.
Отец не вернулся с фронта. Окончил Владимир семилетку, поступил в Касимовский индустриальный техникум. И тут умерла мать. Сестра ее, Зинаида Ивановна Семакина, забрала племянника к себе, в подмосковный Калининград, где работала учительницей. Поступил Владимир на учебу в Мытищинский машиностроительный техникум, по комсомольской путевке был направлен в Кременчугскую школу первоначального обучения летчиков. Стал курсантом Чугуевского военного авиационного училища летчиков.
– Казалось, что навсегда связал жизнь с авиацией, – вспоминает Владимир Викторович, – но меня уволили в запас. В двадцать один год. Когда человеку пора прочно встать на ноги, я оказался вроде бы не у дел. Вот тут-то судьба сжалилась надо мной, за что я благодарен ей до сих пор – я попал в конструкторское бюро Сергея Павловича Королева.
Владимир Аксенов непосредственно участвовал в создании космических аппаратов, начиная с первого искусственного спутника Земли. Новое дело полностью захватило его, рождающаяся техника требовала углубления знаний. Владимир Аксенов окончил Всесоюзный заочный политехнический институт, а диплом защитил на родном предприятии.
– На первом спутнике, – рассказывает космонавт, – я выполнял работу деталировщика. По мере накопления опыта и знаний мне доверяли все более сложное и ответственное дело – разработку не деталей или узлов, а приборов, отдельных систем.
Когда по инициативе Сергея Павловича Королева был создан летно-испытательный отдел во главе с известным летчиком-испытателем, Героем Советского Союза Сергеем Николаевичем Анохиным, одним из первых его сотрудников стал Владимир Аксенов. В новом отделе он руководил летно-испытательной лабораторией, учил космонавтов жить в условиях кратковременной невесомости. Для этого в летающей лаборатории, созданной на базе самолета Ту-104, устанавливали отсеки космических кораблей, и в них осваивалась методика работы экипажа. 250 полетов совершил Аксенов на самолете-тренажере, тысячу двести раз испытывал на себе невесомость. Не поднимаясь в космос, инженер-испытатель набрал в общей сложности около девяти часов «чистой» невесомости.
– Прошу дать мне возможность поработать в космосе – так написал я Сергею Павловичу Королеву, – вспоминает космонавт. – На заявлении появилась его резолюция – «просьбу удовлетворить»…
Полную версию статьи читайте в печатном выпуске областной газеты "Рязанские ведомости"