Спектакль посвящён памяти Виталия Вульфа, переводчика этого и многих других произведений Уильямса. Виталий Яковлевич был приглашён на премьеру, но не дожил до неё совсем немного.
Театр драмы в третий раз за последние три десятилетия обращается к творчеству Теннесси Уильямса. «Кошка на раскалённой крыше», «Внезапно прошлым летом» и теперь – «Сладкоголосая птица юности». Эти три спектакля объединяет одно: главную роль везде играет одна актриса – народная артистка России Людмила Коршунова. «Птицу» в Рязани поставил московский режиссёр, актер, хореограф Сергей Виноградов, который активно сотрудничает с нашим театром. Вся постановочная команда – московская: художник-постановщик Константин Розанов, художник по костюмам Янина Кремер, балетмейстер Светлана Константинова.
По сюжету пьесы актёр-неудачник, профессиональный альфонс Чанс Уэйн возвращается в родной город с известной стареющей кинодивой, скрывающейся после провала фильма под именем Принцессы Космонополис. Уэйн хочет при помощи Принцессы вернуть себе любимую девушку Хэвенли Финли, которую давно не видел. Он не знает, что из-за других его любовных связей Хэвенли заболела, перенесла тяжёлую операцию и теперь полностью сломлена. А её отец и брат из могучего клана Финли готовы убить Уэйна. Ближе к финалу Уэйн узнаёт правду, видит Хэвенли… И когда Принцесса, получив хорошие новости, уезжает, готовая спасти его, увезти, Уэйн отказывается…
В пьесе финал не совсем однозначен: и Принцесса Космонополис понимает, что радужные перспективы могут померкнуть быстро, и Уэйн только лишь ждёт кары. В спектакле всё более определённо. Принцесса уходит в свете софитов, а Уэйна убивают у зрителей на глазах.
Мир, созданный художниками спектакля, призрачен и холоден: пальмы прозрачны, зелень на авансцене словно игрушечная. Это призрачный мир денег, дорогих отелей, целлулоида голливудских плёнок. Впрочем, детали, вещи, которые ценятся обитателями мира Уильямса, присутствуют. Они отражают историческую эпоху, как и костюмы. Бутылки джина – те вообще на переднем плане, потому что пространство между первым рядом (где нет зрителей) и авансценой – это пространство перед барной стойкой отеля. Персонажи часто появляются из зала и уходят в зал, уничтожая «четвёртую стену».
Характеристика героев и их отношений, картина местного общества в спектакле передаётся через пластику. Лёйтмотив – «механистичные птицы», стая, послушная лидеру (впрочем, тут у всех могут возникнуть свои ассоциации). Такое решение спектакля, пластика в сочетании с тонким психологизмом, требует филигранной работы всех артистов, слаженного ансамбля – и это удалось. На сцене создается целый мир, который живет по своим законам. Правда, в первом акте возникает ощущение, что течение жизни в нём слишком замедленно.
В актёрском ансамбле (в пьесе много действующих лиц) ясно звучит каждый инструмент, есть прекрасные соло. Многогранный образ Принцессы Космонополис создаёт Людмила Коршунова. Звезда, которая «распустилась» с горя, но всё же балансирует на грани приличия, которая моментально собирается, заслышав о своём триумфе. Несмотря на весь «разгул», это человек со стержнем, жёсткий, но с тонкой душевной организацией.
Чанс Уэйн – первая большая роль Романа Пастухова на сцене театра драмы (он только в этом сезоне пришёл в труппу из другого рязанского театра). Пастухов не облачает своего героя в романтические одежды, не делает его «обаяшкой», он обнажает свой персонаж. Тут и честолюбие, и гордыня, и любовь к деньгам – но и всё то хорошее, что осталось в этом человеке. Его надежды, его чувства.
Сложная задача стояла перед актрисой Мариной Мясниковой – её героиня Хэвенли появляется то в воображении Уэйна, то «сломанной птицей» в реальности. Сложнейший пластический и психологический рисунок роли проживается актрисой, идёт, кажется, от самого существа. Интересную трактовку образа отца Хэвенли, Босса Финли, даёт Анатолий Конопицкий. Его герой и мысли не допускает, что он в чём-то не прав, а свою сентиментальность принимает за истинные чувства.
В этом спектакле много хороших актерских работ. Трусливый Джордж Скуддер, врач, лечивший Хэвенли, а ныне её жених – Олег Пичурин; переживающая за Уэйна тётушка Нанни – Светлана Котелевец; избалованный наследник империи Финли Том-младший – Андрей Блажилин; любовница Босса Финли Вайолет – Надежда Кроткова… В эпизодических ролях заняты Владимир Приз, Анна Дёмочкина, Роман Горбачев, Марианна Шергина, Юрий Мотков, Арсений Кудря, Алексей Панов.
Рассказанная нашим театром история с привкусом джина кому-то покажется не простой для восприятия, но, право же, стоит ее выслушать.