– Во времена зарождения классической музыки многие её служители были одновременно и сочинителями, и исполнителями, и пиар-агентами своих творений, и дирижерами, да еще и играли, как правило, на нескольких инструментах. Музыкант мог, простите, и горшок за своим господином выносить. А затем началась борьба за профессиональную независимость. Пожалуй, Моцарт первым позволил себе распрощаться со службой при дворе и самостоятельно зарабатывать на жизнь.
В самом слове «концертмейстер» читается основной смысл профессии – мастер концерта. Я должна всегда «делать короля» и быть в тени артиста, помогая ему показать себя с наилучшей стороны. Концертмейстер – немного психолог и при этом требовательный наставник. Нам важно с двух-трех нот понять настроение выступающего, помочь ему раскрыть ту сиюминутную эмоциональную картину, которая ближе ему прямо сейчас. И, конечно, на сцене надо переводить все внимание на солиста. Это касается и концертных костюмов. Если не удается заранее обговорить этот момент, есть универсальное решение – черное платье. Я всегда ношу с собой такой немнущийся наряд.
Склонность к концертмейстерской деятельности, как правило, можно определить на этапе обучения в колледже. Большинство студентов хотят солировать, но найти свое место в этой ипостаси крайне сложно. А вот концертмейстеры всегда нужны, хотя и получают весьма скромные деньги. Хорошему специалисту постоянно приходят предложения о подработках и приглашения на профессиональные конкурсы. Особо ценятся «маэстро»; это и концертмейстеры, и педагоги, и, говоря современным языком, продюсеры. Громкие имена в нашей «тенистой» профессии – Джеральд Мур, Важа Чачава, Илья Ивари.
Я работаю больше 30 лет, защитила кандидатскую диссертацию «Психологические аспекты работы концертмейстера». Помимо моей педагогической занятости в колледже, часто выступаю с артистами из разных городов. В этих случаях за две-три репетиции я должна понять человека и его настрой, продумать нюансы выступления и отточить вместе с выступающим все то, что он наработал с педагогом. Концертмейстера можно сравнить с играющим тренером – ему нужно постоянно быть в отличной исполнительской форме. После работы приходится заниматься дома, отодвигая все бытовые вопросы.
Во многих странах мира концертмейстеры – очень дорогое удовольствие, поэтому музыканты учат свои партии сами или договариваются со знакомыми пианистами. Для специалистов моего профиля в большинстве европейских стран отличные условия и зарплата. Но жить и работать в России мне интересно и комфортно. Жаль, что за рубежом многих моих русских приятелей считают «выходцами из страны-агрессора». Им приходится годами строить отношения с местными жителями и рассказывать правду о России. Моя сестра живет в Германии, ее сын учится в межэтнической школе, и они стараются нести людям добро и дружбу. Рада, что у них получается – и что наша прекрасная музыка и культура в этом помогают.