11:10 МСК
Среда
28 / 10 / 2020
561

Они будут первыми

Нужны не только новые специальности, но и новые отношения между учебным заведением и работодателем

За свою почти 70-летнюю историю Рязанский колледж электроники, созданный как электровакуумный техникум, испытал много преобразований, преодолел немало проблем. Став учебным заведением с нынешним названием (в 1992 г.), колледж готовил также и специалистов непрофильных профессий: юристов, бухгалтеров, экономистов и других. В последние годы колледж электроники прочно встал на свои рельсы, осваивает специальности, которых еще не было в регионе. При приеме на все специальности достаточно большой конкурс.Что способствует успешной работе, каковы дальнейшие перспективы, от чего они зависят – обо всем этом разговор корреспондента газеты с директором учебного заведения Анатолием Васильевичем Ухвачевым.

 – С недавних пор вновь стала актуальной профориентация школьников, но сведенная, главным образом, к «агитации» за профессию, она, на мой взгляд, особого успеха не имеет. Может быть, вы используете и другие механизмы?

А.У. – Чтобы в среднеспециальные учебные заведения был хороший набор, надо иметь постоянные контакты не только с выпускниками школ и их родителями, но и работодателями. Народ давно уже после «агитации» спрашивает: «А где наши дети трудиться будут? Каковы их перспективы?» Благоприятная экономическая ситуация и уверенность в завтрашнем дне – лучший фактор профориентации.

У нас в этом году на специальности, связанные с нефтеперерабатывающей отраслью, был конкурс более четырех человек на место. Специальности эти мы унаследовали при объединении с нефтехимическим техникумом в 2009 году, которые изначально с 1959 года были в направлениях подготовки нашего учебного заведения. Кроме нас, кадры для этого направления готовит в регионе радиотехнический университет. Но Рязанской нефтеперерабатывающей компании, работающей очень стабильно и нуждающейся в притоке молодых сил, кроме инженеров, требуются и техники, потому она ценит возможность получить их от нас, и мы имеем настоящие партнерские отношения. В чем они заключаются?

Будущий работодатель не только предоставляет базу для практики, он помогает растить кадры нефтяников, когда они еще учатся в колледже. Специалисты компании приходят к нашим ребятам, участвуют в контроле их знаний, подсказывают, где, в чем надо подтянуться, то есть готовят людей, уже встроенных в свою систему, и забирают к себе наших выпускников стопроцентно.

А бывает, что предприятию невыгодно брать наших ребят не только на постоянную работу, но и практику. Оно может взять их к себе только под определенный заказ. Так произошло недавно со сварщиками. У нас, кстати, лучший в регионе ресурсный центр сварочного производства, и все чемпионаты области этого профиля проводятся в нашем колледже.

Мы сотрудничаем почти с девятью десятками предприятий Рязани, и отношения складываются по-разному. А чтобы они складывались благоприятно, нужно, чтобы обязательная производственная практика будущих рабочих и техников была прописана в законе об образовании. Как это сделано, например, в Германии. У нас же пока все строится лишь на личных договоренностях между администрацией учебных заведений и предприятий.

 – В будущем учебном году студенты колледжа электроники станут учиться по новым стандартам специальностей, входящим в перечень ТОП-50 наиболее востребованных и перспективных специальностей, которые разработаны с учетом требований Международного чемпионата World Skills («Молодой профессионал»). Одна из таких специальностей – мехатроника и мобильная робототехника… Что это означает?

А.У. – Это механика, которая управляется с помощью ЭВМ. Думаю, что со временем мехатроника будет использоваться практически повсеместно. В основе всех движений лежит механика, и она будет управляться с помощью компьютерных систем. Мы первые и пока единственные в регионе на уровне среднего профессионального образования начнем учить студентов этой специальности с 1 сентября.

 – А как вам удалось занять данную нишу первыми?

А.У. – Да просто ее никто и не собирался занимать. На уровне среднего профессионального образования колледжи и техникумы региона пока не решились эту специальность вводить. У нас же все сложилось и складывается таким образом, что мы решили взять на себя ответственность быть первыми. Что есть для этого? На базе колледжа работает робошкола, в которой занимаются увлеченные электроникой ребята из 20 школ Рязани. Преимущественно из них мы и набрали первую группу девятиклассников-мехатроников. В настоящее время мы занимаемся активным развитием данной специальности. Разработан учебный план, план повышения квалификации преподавателей, вводные курсы по данному направлению для студентов смежных специальностей, составляются заявки на приобретение дополнительного оборудования. И самое, наверное, решающее обстоятельство: в Рязани создано очень мощное предприятие – биофармацевтическая фирма «ФОРТ», связь с которой у нас была налажена с помощью областного правительства, министерства образования. Фирме этой через несколько лет понадобятся не только инженеры, но и техники по мехатронике. Она обещала участвовать в подготовке соответствующих специалистов и активно сотрудничать в этом направлении с колледжем.

 – Это в будущем… А сегодня есть активно сотрудничающий с вами партнер в области IT?

А.У. – Такой партнер, прежде всего, компания «Д-Линк» – рязанское представительство крупнейшей компании, производящей коммуникационное, сетевое оборудование. Они работают с нами очень умно и целенаправленно. За все время работы в системе образования я впервые увидел такое – обычно никто из представителей предприятий никакими планами и программами не интересуется. А здесь после ознакомления с тем, чему мы обучаем студентов, нас попросили внести в региональный компонент некоторые вещи, отражающие специфику производства компании. В рамках тесного сотрудничества идет совместная корректировка и учебных планов, и рабочих программ, преподаватели спецдисциплин проходят стажировку в компании, повышая свой профессиональный уровень, специалисты компании проводят для студентов семинары и практикумы с последующей выдачей сертификата. В 2016 году состоялось открытие новой лаборатории, созданной на базе колледжа компанией Д-Линк, оснащенной современным оборудованием на средства компании. Все это помогло колледжу существенно повысить качество подготовки студентов по специальности «компьютерные сети», что позволило на его базе провести областной конкурс, а также получить лицензию и начать подготовку по новому стандарту из перечня ТОП-50 по сетевому и системному администрированию.

С началом нового учебного года мы планируем сотрудничать с фирмой, которая занимается электровакуумными приборами и располагается на территории бывшего завода электронных приборов. Она нуждается в кадрах, но их нельзя качественно подготовить только в стенах учебного заведения, производство должно само подключаться к этому.

 – Анатолий Васильевич, поскольку вы начинаете обучать «топовой» специальности мехатроников по новым стандартам, вы, наверное, мечтаете о том, чтобы ваши студенты участвовали в World Skills и победили?

А.У. – Это естественное желание и мечта по каждому из наших направлений. Но для этого предстоит очень много сделать. Подготовить качественную материально-техническую базу, поддерживать уровень преподавателей в соответствии с требованиями стандартов, привлекать лучших абитуриентов. На пути глобальных побед первая – это победа в региональном чемпионате, а уж дальше мечты о российском и международном чемпионате.

Но у нас есть некоторые достижения, есть чем гордиться и к чему стремиться. В прошлом году студент колледжа занял третье место на Всероссийской Олимпиаде по информационной безопасности. А на международной олимпиаде IT – планета заняли третье место в области компьютерных сетей.

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 152 (5439) от 25 августа 2017 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
Возможности и границы
В областной библиотеке имени Горького эксперты обсудили государственную политику в сфере культуры
Вероника Шелякина
Неделя глазами экспертов
Читайте в этом номере: