Видимо, что-то случилось у меня со зрением. На полках магазинов, на улицах, в офисах и на фотографиях в журналах, на аватарках социальных сетей и обложках книг я постоянно замечаю этот призрак наших дней. Значение слова «гламур» «Википедия» объясняет так: собирательное обозначение роскошного стиля жизни. Впрочем, это определение слишком узко для такого явления. Когда я встречаюсь с людьми, которым неведомы сомнения, я понимаю, что и они гламурны до кончиков волос. Уметь подать себя, произвести впечатление, напустить туману – вот что занимает умы молодых. Они не просто видят, они знают и ощущают на уровне инстинкта: в нашем обществе теперь по одежке не только встречают, но и провожают.
Гламуру свойственна претензия на исключительность. Все эти мещанские фразы «Ведь я этого достойна», «Нужно любить себя и другие тебя полюбят» и т.д. суть начальная школа искусства обольщения. Пройдя ее, индивид перестает видеть вокруг себя других людей и сосредотачивается только на своей внешности. Внимание гламурного человека не занимает ничего, кроме отражения его образа в окружающем мире. Прищеми ему палец, он и заорет как-нибудь с ужимочкой, одним глазом посматривая в зеркало.
Стоп, ну не вчера же появилось на свете это явление. Пару веков назад существовало в русской культуре такое течение, как дендизм. Молодые люди, начитавшись Байрона, предавались хандре и скуке, стараясь своим якобы загадочным поведением пленить сердца томных барышень. По поводу поведения хандривших особ М.Муравьев-Апостол писал: «Байрон наделал много зла, введя в моду искусственную разочарованность, которою не обманешь того, кто умеет мыслить». Правда, был ден- дизм другого рода. Он не концентрировался на самолюбовании, а приобретал тона романтического бунтарства. Не избежали влияния дендизма Пушкин и Чаадаев. Но у Петра Яковлевича, например, разочарованность была не позой, а глубинным переживанием, вызванным невозможностью добиться перемен в русской жизни при Александре I.
Современный гламур напрочь лишен внутреннего содержания, идейно выхолощен. В нем есть лишь нарциссизм и еще стонущее чувство пустоты существования. Психолог Ольга Маховская считает, что в ситуации распада ценностей, размывания представлений о том, что хорошо, что плохо, гламур неожиданно получил шанс дать свои ответы на вопрос «Как жить?». Рецепт был прост: «Нужно хорошо выглядеть, и тогда тебя возьмут на крутую работу, позовут замуж за миллионера, ты сделаешь карьеру и т.д.».
Гламурные настроения насаждаются рекламой и глянцем, которые креативщики замешивают на эротике. «Основное состояние гламурной женщины – эротический транс, вызванный предметами роскоши», – писала Татьяна Толстая. Ее эссе так и называется «Я планов наших люблю гламурье», прочтите, если интересно.
Гламурный человек очень выгоден потребительской культуре, они не могут существовать друг без друга. Она, эта культура, его и выращивает. Гламур зависим от моды. Чтобы выделяться из толпы, надо постоянно покупать вещи, менять имидж. Очередная покупка дает психическую разрядку на какое-то время, после чего нужно снова посещать магазины, салоны красоты, солярий… Чем неувереннее, затравленнее, несчастнее человек в жизни, тем больше у него желание заполнить пустоту покупками.
Гламур – это немой крик о помощи в дезориентированном обществе, приговор идеологии потребления, циничный смех над обманутыми ожиданиями. Культ упаковки сделал ненужным содержание. Но без содержания люди и вещи существовать не могут. Остаются лишь ангелоподобные, эфемерные оболочки, скрывающие монстров.