Начало осени – время возвращения к интеллектуальному труду, а также осмысления прошедших за полгода событий. У детей школьного возраста и их родителей свои хлопоты. А у одного из старейших детских театров России – свои. Коллектив Театра для детей и молодежи начал подготовку к восьмидесятому сезону и премьерным спектаклям. Какие темы бесед с детьми и взрослыми станут главными в этом году и на что еще обратить внимание зрителям, рассказала художественный руководитель театра Марина Есенина.
От истории – к современности
– С 15 сентября в театре откроется 80-й сезон. Как коллектив отметит круглую дату?
М.Е. – Сезон получится творчески насыщенным. В ноябре мы представим премьеру – «Евпатий Коловрат», а в июне следующего года закроем сезон еще одной новой постановкой – это будет «Мастер и Маргарита». Будут и другие премьеры. 14 декабря, в день основания театра, соберем наших зрителей и друзей на большой ретроспективный праздник. В этом году мы отметим не только 80-й сезон, но и 155-летие нашего прекрасного здания. Наших юных и взрослых зрителей традиционно ждет новогодняя сказка. И конечно же, в течение всего сезона труппа будет участвовать в различных фестивалях, выезжать на гастроли, работать на творческих мастерских, которые уже стали традицией театра.
– Ваша актриса Римма Чеканова – ровесница театра, недавно она отпраздновала свой день рождения с коллегами на творческом вечере. Насколько плотный ее нынешний рабочий график?
М.Е. – Римма Ивановна трудится очень активно. Рязанцы могут увидеть ее в спектаклях «Детство 45 – 53: а завтра будет счастье» и «Маленькая бабушка», «Я не вернусь», «Принцесса и свинопас», в премьере «Гроза» и других.
Найти свой сюжет
– В 2016 году ваша труппа получила премию «Зеркало сцены» в шести номинациях за спектакль «Яр» по повести Сергея Есенина. Будет ли премьерная постановка «Евпатий Коловрат» следовать стилистической традиции «Яра»?
М.Е. – Над «Евпатием» работают другие режиссер и художник-постановщик. Вы не увидите на сцене документального подражания жизни – это будет переосмысление ключевых событий жизни Коловрата. Пьесу, которая стала основой спектакля, написала я и при работе опиралась на «Повесть о разорении Рязани Батыем».
– Получается, что осенью рязанские зрители смогут увидеть и вашу премьеру, и кинофильм «Легенда о Коловрате» (лента с участием рязанских актеров выйдет в прокат 30 ноября. – Р.В.)?
М.Е. – Да, и нашей труппе уже приходилось работать с артистами, которые задействованы в фильме. На экране, естественно, будет одна история, на сцене театра – другая, ведь у каждого художника свой подход. Мы планируем провести несколько совместных акций с создателями картины в течение осени и обязательно расскажем об этом подробнее.
Воплощение общей мечты
– Обратимся к «Мастеру и Маргарите». Почему вы выбрали для новой постановки именно это булгаковское произведение?
М.Е. – У меня давно зрели творческие замыслы на этот счет, и они наконец оформились в единое целое. К тому же такой спектакль очень хотят увидеть многие. Мы постоянно общаемся с нашими зрителями, проводим анкетирование, и это произведение лидирует. Такой отклик не может не радовать. При этом театр очень внимателен к собственной репертуарной политике. Наша задача – развивать, прививать лучшее, что есть в мировой культуре.
Мне очень любопытно, как все это получится, ведь поставить «Мастера и Маргариту» на театральной сцене очень сложно. Разумеется, мы не будем браться за все темы произведения, а сосредоточимся на том, что наиболее актуально и интересно сегодня.
– На какие аудитории будут рассчитаны ваши новые постановки?
М.Е. – Мы создаем спектакли, на которые интересно будет прийти и детям, и их родителям. Но, конечно, дети острее реагируют на одни моменты, взрослые – на другие, и мы это учитываем. У «Евпатия Коловрата» будет возрастная маркировка «12+», и артисты будут рассказывать доступными средствами сложную личную историю героя. А «Мастера и Маргариту» мы бы рекомендовали зрителям старше 14 лет.
Драматургическая кухня
– В Театре для детей и молодежи ежегодно проходят творческие мастерские, и новый сезон не станет исключением. Какова дальнейшая судьба постановок, которые рождаются во время работы мастерских?
М.Е. – Пять или шесть спектаклей, впервые опробованных на мастерских, стали неотъемлемой частью нашего репертуара. Это «Детство 45 – 53: а завтра будет счастье», «Танец «Дели», «Царевна Верба» и другие постановки, которые уже участвовали во всероссийских и международных театральных фестивалях. Мастерские – это настоящая «кухня», где «готовятся» произведения современной драматургии. Около четырех лет назад мы выиграли грант Президента РФ и провели на эти средства огромную творческую лабораторию – это был очень полезный опыт, и мы продолжаем свои изыскания. Например, в прошлом году нам стало интересно, как российская драматургия соотносится с работами режиссеров из других стран, и мы пригласили авторов из Тбилиси и Луганска.
А еще творческие мастерские – это потрясающий актерский тренинг, который позволяет всегда быть в форме. Из 37 наших артистов практически все постоянно заняты в спектаклях. Мы начали плотную подготовку к круглой дате и новому сезону, так что теперь дело за зрителями – думающими, внимательными и открытыми к обсуждению.