Ну не хочется сюрпризов в наше беспокойное время. Устали мы от них, что в жизни, что в погоде, что в политике.
Выборы губернатора – это, конечно, значимое событие. Но опыт прошлых десятилетий показывает, что чем пикантнее сюжет выборов, тем скромнее конечный результат управления победителя. Как-то так обычно складывается. А сегодня у нас в регионе пять кандидатов, из которых лишь один вступил в предвыборную борьбу за должность главы региона впервые. Этим Николай Любимов, пожалуй, более всего рязанцам и интересен. Он для них – человек новый.
К тому же весь ход предвыборной борьбы пока сосредотачивает внимание избирателей на двух кандидатах, не перешагнувших 50-летний рубеж. Пришло время 40-летних в политике, а мы и не заметили. На авансцену вступает новое поколение управленцев – это очевидно, если вспомнить, кто претендует на должность губернаторов в регионах России в этом году. Среди них есть даже 30-летние. Новые люди идут во власть в центре и на местах – амбициозные, технократичные, образованные, по-новому мыслящие. Николай Любимов и Александр Шерин – из этого поколения. Поэтому, может быть, интрига выборов не в том, кто станет первым, а в том, кто станет вторым. Свойственно Рязани чувство нового или мы все еще приверженцы традиций?
А традиции наши известны. Почему от десятилетия к десятилетию наш регион так и не обнаружил способности генерировать внутри себя лидера, готового претендовать на власть и побеждать в соперничестве с другими? Потому что генерация эта происходит на стадии местных выборов. А местные выборы в нашем крае раз за разом превращались не в соперничество за власть, способность принимать оптимальные решения, а в соперничество за собственность, бизнес-влияние, статус, приносящий доход и другие бонусы. В такой ситуации подлинные лидеры не генерируются.
Я не совсем согласна с мнением коллег, что выборы губернатора у нас носят характер референдума. Это все-таки экзамен на политическую зрелость, на способность сформировать программу развития. У нас заговорили, наконец, о новой экономике, новых моделях развития, реальных точках роста. Проблем в регионе хватает. И в период избирательной компании так заманчиво вытащить на свет старые незалеченные болячки, почесать старые струпья, пытаясь организовать недовольство. Но нельзя не замечать того, что именно в эти выборы в регионе появились площадки, на которых можно об этих проблемах серьезно поговорить, назвать их, попытаться найти решения. Эти обсуждения происходят в разного рода дискуссионных клубах, за круглыми и квадратными столами, в разных аудиториях. Такой диалог лучше любого упрямого противостояния.
Следует отметить и то, что создается и работает система реального общественного контроля на выборах. К ней могут быть претензии, в нее можно вносить изменения и дополнения. Но она уже сейчас реально действует. Она обеспечена технически, в ней задействованы грамотные и понимающие процесс люди. Мы научились выбирать за прошедшую четверть века. А наша широкая сегодняшняя информированность позволяет нам сравнивать наши выборы с зарубежным опытом. Складывается впечатление, что у нас опыт не хуже.