«Бери или плати» (take or pay) – скольким людям омрачила жизнь эта бескомпромиссная фраза! Руководители производств, заключая долгосрочные контракты с поставщиками газа, вынуждены просчитывать объемы его потребления буквально до кубометра, на месяцы вперед. Не выбрал установленный объем – санкции. Взял сверх лимита – тоже плати, и совсем по другой цене.
Точка зрения
Сергей Пупков,
генеральный директор ОАО «Рязанский опытный ремонтный завод», депутат областной Думы:
– Такой опыт в стране уже был в 2006–2008 годах. Тогда пользу для экономики мне, например, определить было нелегко, ведь и основная часть производства, и почти вся транспортировка газа сосредоточены в руках монополиста, «Газпрома». Затем наступил мировой финансовый кризис. Теперь мы выходим из него и возвращаемся к идее газовой биржи. Будут ли новые подходы? Пока нет четких нормативных документов об этой бирже, и сказать что-то определенное трудно. С монополизмом на рынке, конечно же, надо бороться.
Елена Матросова,
директор Центра макроэкономических исследований и стратегических разработок БДО «Юнион»:
– Россия является одной из ведущих газодобывающих стран. Газовая отрасль в структуре экономики страны является одной из самых важных. Доходы от продажи этой продукции занимают значительную часть в бюджетах как государства, так и бизнеса. Поэтому государство должно влиять на рынок через рыночные институты, в том числе биржи.
В последнее время на рынке газа неспокойно: цены волатильны, появляются заменители типа сланцевого газа, биотоплива. Возможно, чтобы иметь собственные рычаги влияния на рыночную конъюнктуру, а также определить справедливую цену, российские власти инициировали создание газовой биржи.
Виталий Крюков,
аналитик инвестиционного финансового Дома «Капиталъ»:
– В ближайшие годы в России объемы предложения газа могут расшириться еще больше за счет, в первую очередь, реализации крупных инвестиционных программ его независимыми производителями. Поэтому биржевая торговля газом будет иметь смысл в периоды резких скачков спроса – когда производителям приходится порой даже вводить ограничения на поставки.
При нынешних высоких ценах на энергоносители Правительство страны вряд ли сможет перевести внутренний рынок на равновесные цены на газ без неких исключений или скидок для отдельных категорий потребителей. Ведь тогда многие российские компании просто оказались бы неконкурентоспособными. А цены на газ для населения, скорее всего, останутся регулируемыми, по меньшей мере,
еще лет десять.
Лишенные возможности покупать топлива столько, сколько требуется на определенный период (месяц, неделя, сутки), и оперативно менять объемы поставок, промышленные потребители несут немалые издержки. Возможные финансовые потери, связанные с перерасходом или недобором газа, производители закладывают в цену продукции, ее конкурентоспособность понижается.
Еще в 2006 году была предпринята попытка начать спотовые торги газом в России. Просуществовав в пилотном режиме на площадке «Межрегионгаза», они были прекращены в конце 2008 года. Возобновления не последовало в связи с задержкой постановления Правительства РФ. Проект постановления, разработанный Минэнерго, не получил одобрение ФАС. Антимонопольщики настаивали на том, чтобы потребители могли продавать на бирже невыбранные излишки газа, приобретенные по долгосрочным договорам «бери или плати». И якобы «Газпрому» и Минэнерго такая идея не понравилась.
К возобновлению спотовых торгов в «Газпроме» готовились и во время вынужденной заминки – создали электронную торговую систему, провели комплексные имитационные испытания. «Мы ожидали выхода постановления до 2009 года, так как эксперимент был признан удачным», – сказал на пресс-конференции в июне прошлого года генеральный директор ООО «Межрегионгаз» Кирилл Селезнев.
И вот долгожданная реинкарнация биржевых торгов, которые могут начаться этим летом. По сообщению пресс-службы Кремля, Президент Дмитрий Медведев дал поручение Правительству до 1 июня принять меры по организации и обеспечению функционирования газовой биржи.
Торги на открытых электронных площадках являются основой справедливого ценообразования, убеждены аналитики. Не случайно Правительство старается увеличить номенклатуру жизненно необходимых товаров, реализуемых на биржах. Можно в реальном времени отслеживать котировки нефтепродуктов, зерна, в апреле планируется начать биржевую торговлю сухим молоком в России. Ожидается, что и стоимость газа придет в соответствие с рыночным спросом. Поскольку сейчас дефицита топлива на внутреннем рынке нет, то и биржевые цены могли бы стать ниже регулируемых.
России нередко приходится выслушивать упреки от торговых партнеров, что цены на газ для внутренних потребителей у нас занижаются, в чем дотошные политики видят меры неоправданного протекционизма. При существовании газовой биржи нападки потеряют смысл: вот предложение и спрос, вот цена – все прозрачно и без обмана.
Есть и еще одна причина, по которой газовая биржа российской экономике необходима, как воздух, и чем быстрее она появится, тем лучше. Дело в том, что цена на газ для внутренних потребителей до сих пор привязана к нефтяным котировкам. А нефтяной рынок сегодня переживает фазу повышенной волатильности, вызванной нестабильностью в странах Ближнего Востока и Африки. Эксперты не исключают взлета котировок до 200 долларов и выше. Трудно представить, что будет в этом случае с ценами на газ и смогут ли внутренние производители покупать его в необходимых объемах.
Газовая биржа должна сделать ценовые скачки на этот широко востребованный товар более предсказуемыми, а потребители получат возможность докупать газ оперативно по мере необходимости.
Правда, есть одно «но». Само наличие биржи не гарантирует справедливой цены, если на рынке нет достаточного количества участников торгов. А рынок во власти «Газпрома». В июне 2010 года на пресс-конференции в преддверии общего собрания акционеров компании прозвучали цифры: ожидаемый объем поставок газа на внутренний рынок в этом году – примерно 280 млрд.куб.м, из них только 17 млрд.куб.м дадут независимые поставщики, остальные поставки обеспечит «Газпром».
Поэтому на бирже нельзя исключать возможности ценовых сюрпризов. Хотя эти опасения – не повод, чтобы и дальше затягивать формирование механизма реальной конкуренции поставщиков.