На какое-то время все это, конечно, уберется, зазеленеет под окнами травка, зацветут фиалочки. Да, да, занесло их сюда каким-то счастливым для нас ветром. Но пройдет день, два, и при открытых-то окнах будет слышно: «шлеп» да «плюх»… Это жильцы верхних квартир, избавляясь от мусора, отправляют его вон на улицу через окошко. И от фиалочек уже не останется ни следа, забьёт их пластиковая мерзость. Пластик – яркий пример того, как человек, придумав для своего удобства какую-нибудь искусственную, то есть противную природе штуку, попадает потом в нелегкую ситуацию. И дело не только в том, что даже при благих намерениях трудно уничтожить собранный в кучу пластмассовый мусор – не то, что, скажем, сучья деревьев, бумагу или сухую траву. Своей дешевизной и легкостью пластмасса как бы провоцирует человека и обходиться с нею легко: взял и выбросил из окна квартиры. Или машины…
А почему тогда немцы ничего не выбрасывают, а аккуратно раскладывают мусор по разным ящичкам: сюда – бумагу, сюда – жесть, а сюда – пластмассу? Могут сказать: это у них от национального характера идет, природного стремления к порядку. Но моя соседка, что не по должностной обязанности, а по доброму своему желанию время от времени расчищает устроенную под окнами помойку, – она что, другого рода-племени? Нет, наша, коренная. Конечно, русский человек широк, как говаривал Достоевский, и много в нем всякого сосуществует. Не станем, однако, углубляться в столь сложный вопрос. У меня вот какая догадка: выбросить из окна пустую бутылку или пакет с пищевыми отходами скорее всего может человек ущербный, сознающий свою «некачественность» и глубоко уязвленный всем этим. Как-то надо ему отомстить человечеству! Кинулся в белый свет кучей мусора – и легче стало. И главное – никто не узнает, что именно он это сделал – дом-то многоэтажный.
Можно сказать ещё, конечно, о том, что «культурки» нам не хватает, но это слишком далеко уведет: как да почему? Упомяну, к слову, вот о чем: на нашей лестничной площадке каждый вечер собирается молодежь. Общается таким образом и мусорит, хотя под постоянным приглядом жильцов старается делать это как можно меньше. «Неужели вам ещё пойти некуда?» – удивляемся мы такому времяпрепровождению и слышим в ответ: «А куда?» При всем этом мне кажется, что никакой особой «культурности» и не надо, чтобы понимать: выбрасывать отходы из окна – дикость.
Знаю женщину, которая решила бороться с этим злом. Она торгует в ларьке недалеко от своего дома и, когда разное питье приходят покупать её соседи, женщина делает украдкой пометки на этикетках: «Серёга», «Наташа», «дядя Федя», чтобы при случае этот «вещдок» предъявить «обвиняемому». Каков результат, пока не знаю: давно свою знакомую не встречала. Но, имея представление о буйном нраве того же «Сереги», боюсь, что при очной ставке его с собственной бутылкой «обвинитель» может превратиться в потерпевшую. Самодеятельные методы в подобных случаях не всегда пригодны.
Поскольку замусоренность наших дворов и улиц приобретает иногда характер бедствия, тут впору обратиться к профессионалам. Мне могут сказать: не для того нашу милицию в полицию переименовывали, чтобы она всякой ерундой занималась. Что ж тогда нам: жить на помойках?