21:03 МСК
Пятница
15 / 08 / 2025
2044

Сам себе издатель

Качественную литературу писатели в провинции вынуждены издавать за «свои кровные»

Словом «Самиздат» при советской власти называли всякую запрещенную литературу, «изданную» на печатных машинках. В наши же дни у него появился новый смысл, более логичный: книга, изданная тщанием самого автора. За свой счет либо собственными усилиями.

Львиная доля книг, выпускаемых провинциальными издательствами по всей России, увы, тоже «самиздат». Особенно хорошо это понимают издатели и авторы на стадии продажи книги: «самиздат» с неохотой берут книжные магазины, продавать его авторам приходится самостоятельно. О прискорбном феномене трудностей с продажей «РВ» уже не раз писали (см. статьи И. Сизовой «Издать и продать» от 1 сентября 2010 г., Е. Сафроновой «Налетай, торопись, покупай… книгу!» от 17 сентября 2010 г.). Качество нынешнего «самиздата», как по содержанию, так и по оформлению, очень разное. Тоненькая брошюрка с неумелыми стихами не тождественна тяжелому тому с полноценным историческим романом – но для оптового книжного склада, как и для книготорговой сети, то и другое «самиздат». Вот и приходится авторам и издателям передавать книги безвозмездно в библиотеки и школы.

Плохо, что под одну мерку попадают произведения, которые доставили бы радость самому привередливому библиофилу – и те, которые никому, кроме автора, не нужны. Но пишущая братия настолько свыклась с необходимостью издавать себя за свой счет, что не видит проблемы. Так формируется особый пласт отечественной художественной литературы. Есть коммерческая, есть «большая», а еще есть третья сила – «самиздат».

Рязанский детектив

Порой бывает обидно: почему люди издают за свои средства книги, имеющие шансы на издание и по другой схеме? За последнее время столкнулась с несколькими рязанскими примерами. Взять две книги Ирины Челикановой, вышедшие в серии «Рязанский детектив» (Рязанский издательский дом, 2010): «Жертвоприношение дракону» и «В аркане свадебного марша». Детективы написаны известной рязанской журналисткой, специалисткой по криминальной тематике, и вполне, на мой взгляд, укладываются сразу в несколько «действующих» издательских форматов: женский детектив (безумно популярен!), эксцентричный детектив, журналистский детектив. Прочитав два томика Ирины Челикановой, я вынесла вердикт: выдумка, но перспективная! Ничем не хуже той, что издается огромными тиражами. Написаны романы грамотно: возможно сколько угодно продолжений, ибо героиня одна и та же, взбалмошная и смелая журналистка Ирина Лебедева. Соблюдены все неписаные законы развлекательного чтения: легкий слог, обилие приключений, «чернуха» игрушечна, трагедии условны, смерти обойдены по касательной, флирта и красивой жизни много.

Несколько лет назад в одном из крупнейших издательств России начиналась серия любовно-криминальных романов «Гонки на шпильках», к сотрудничеству приглашали авторов. Под этим заголовком романы И. Челикановой о журналистке Ирине Лебедевой смотрелись бы уместно. Не эта, так другая серия найдется, детективы в большой моде у народа и потому в фаворе у издателей.

Не в обиду никому будь сказано, я не понимаю, что такое серия «Рязанский детектив». Наша серия задумана специально для детективов рязанских авторов о Рязани? Но вряд ли здесь сыщется целая плеяда детективщиков… Или дело в особенностях рязанской жизни? Ирина Челиканова обходится без названия города, современные реалии узнаваемы, но типичны, их легко поместить в вымышленный город, вроде Тарасова Татьяны Поляковой. Да и чем коррупционеры (с которыми ведет борьбу бесстрашная Ирина Лебедева) в Рязани отличаются от таковых же в Томске?.. Без звучного бренда «Рязанский детектив» романы Челикановой не проиграли бы – а может быть, и выиграли, став «универсальнее».

«Напиши с меня пейзаж»

В схожем положении оказалась Людмила Анисарова с новой книгой рассказов «Среди людей» (Изд. Русское слово, Рязань, 2010). У Людмилы выходили в издательстве «АСТ» три книги любовных повестей, романов и рассказов: «Знакомство по объявлению», «Вы способны улыбнуться незнакомой собаке?», «Ненаписанное, или Страница ниоткуда». Лично я не поклонница любовной прозы, но это чтение пользуется огромным спросом. Да и автор для солидного издательства – не новичок. Лирические рассказы Людмилы Анисаровой в книге «Среди людей» отличаются от тех, «АСТ»-овских, разве что большей философичностью, отступлениями от сугубо любовной темы, при этом вполне профессиональны. Знаю, что сборники рассказов большие издательства берут на публикацию с неохотой – но это не значит, что не берут совсем. Мелодрамы, лирика востребованы читателями не хуже фантастики.

Третья книга, из-за которой у меня буквально душа не на месте, – сборник стихов прекрасного поэта и блестящего актера Евгения Калакина «Формат А6» (Рязань, 2011), выпущенный совсем недавно «символическим» тиражом.

Издание стихов – болезненная тема, лейтмотивом звучит: мол, стихи никому не нужны!.. Между тем обильно издаются томики стихов известных русских и зарубежных поэтов. И не только классики, но и современники. Существуют издательства поэзии, выпускающие стихи без вложения автор-
ских средств – московская «Воймега». Питерский «Геликон-Плюс», давший путевку в жизнь не одному ныне знаменитому поэту. Или таганрогский «Нюанс», издающий в некоммерческой ознакомительной серии «32 полосы» писателей и поэтов юга России. Есть и другие «стихотворные» издательства! Другое дело, что их усилий не хватит на издание книг всех желающих… И в действие вступает строгий закон редакторского отбора: за счет издательств печатаются только безусловно хорошие рукописи, а не «условно годные». Ведь основной бич чуть ли не девяноста процентов «самиздатных» поэтических сборников сегодня – непрофессионализм их авторов и несовершенство стихоподобных текстов. И в их потоке, боюсь, может затеряться тоненькая, в ладонь, книга Евгения Калакина, светлая, ироничная, искрометная: «Напиши с меня / пейзаж. Деньги кончатся – / продашь».

Все это к чему? Иногда, будем справедливы, авторы просто не используют всех шансов, чтобы издаться «по-настоящему». Раньше функции менеджеров и рекламщиков брал на себя Союз писателей, организовывавший плановые издания книг своих «членов» (кстати, не все официально изданные книги заслуживали внимания!). Теперь автору (особенно начинающему) все приходится делать самому – находить издательство, предлагать рукописи, заключать договор. Либо с помощью лит-агента. Нередко, особенно в провинции, авторы и знать не знают, как подступиться к издательскому процессу: нет у них опыта работы «под формат», неизвестны и координаты крупных издательств – хотя они в интернете лежат свободно. Вот и привычнее договориться с местным издателем о книге за свои деньги. Может, не стоит спешить? Или вы боитесь не понравиться издателям-коммерсантам? Если вашу книгу отвергнет десяток больших издательств, выручит «самиздат». Но в среде профессионалов не котируются книги, изданные за свой счет, это минус писателю… Что важнее – издаться любой ценой, или претендовать на признание? Литератору есть над чем подумать… но человеческий фактор тут превыше всего, и кто-то предпочтет синицу в руках.

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 66 (3869) от 15 апреля 2011 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.

Ранее по теме:

Любовь к жизни

Из Каширы – с картинами

Время не повернуть вспять

Здоровье доверяют ЕЛАМЕДу
В последнее время рынок портативной медицинской техники домашнего применения насытился настолько, что обычному человеку подчас сложно сориентироваться во всем ее многообразии. Очень ...
На правах рекламы
Знак. Символ. Орнамент.
Так называется новая выставка, открывшаяся в Рязанском кремле
Владлен Гордиенко
Читайте в этом номере: