Словом «Самиздат» при советской власти называли всякую запрещенную литературу, «изданную» на печатных машинках. В наши же дни у него появился новый смысл, более логичный: книга, изданная тщанием самого автора. За свой счет либо собственными усилиями.
Львиная доля книг, выпускаемых провинциальными издательствами по всей России, увы, тоже «самиздат». Особенно хорошо это понимают издатели и авторы на стадии продажи книги: «самиздат» с неохотой берут книжные магазины, продавать его авторам приходится самостоятельно. О прискорбном феномене трудностей с продажей «РВ» уже не раз писали (см. статьи И. Сизовой «Издать и продать» от 1 сентября 2010 г., Е. Сафроновой «Налетай, торопись, покупай… книгу!» от 17 сентября 2010 г.). Качество нынешнего «самиздата», как по содержанию, так и по оформлению, очень разное. Тоненькая брошюрка с неумелыми стихами не тождественна тяжелому тому с полноценным историческим романом – но для оптового книжного склада, как и для книготорговой сети, то и другое «самиздат». Вот и приходится авторам и издателям передавать книги безвозмездно в библиотеки и школы.
Плохо, что под одну мерку попадают произведения, которые доставили бы радость самому привередливому библиофилу – и те, которые никому, кроме автора, не нужны. Но пишущая братия настолько свыклась с необходимостью издавать себя за свой счет, что не видит проблемы. Так формируется особый пласт отечественной художественной литературы. Есть коммерческая, есть «большая», а еще есть третья сила – «самиздат».
Рязанский детектив
Порой бывает обидно: почему люди издают за свои средства книги, имеющие шансы на издание и по другой схеме? За последнее время столкнулась с несколькими рязанскими примерами. Взять две книги Ирины Челикановой, вышедшие в серии «Рязанский детектив» (Рязанский издательский дом, 2010): «Жертвоприношение дракону» и «В аркане свадебного марша». Детективы написаны известной рязанской журналисткой, специалисткой по криминальной тематике, и вполне, на мой взгляд, укладываются сразу в несколько «действующих» издательских форматов: женский детектив (безумно популярен!), эксцентричный детектив, журналистский детектив. Прочитав два томика Ирины Челикановой, я вынесла вердикт: выдумка, но перспективная! Ничем не хуже той, что издается огромными тиражами. Написаны романы грамотно: возможно сколько угодно продолжений, ибо героиня одна и та же, взбалмошная и смелая журналистка Ирина Лебедева. Соблюдены все неписаные законы развлекательного чтения: легкий слог, обилие приключений, «чернуха» игрушечна, трагедии условны, смерти обойдены по касательной, флирта и красивой жизни много.
Несколько лет назад в одном из крупнейших издательств России начиналась серия любовно-криминальных романов «Гонки на шпильках», к сотрудничеству приглашали авторов. Под этим заголовком романы И. Челикановой о журналистке Ирине Лебедевой смотрелись бы уместно. Не эта, так другая серия найдется, детективы в большой моде у народа и потому в фаворе у издателей.
Не в обиду никому будь сказано, я не понимаю, что такое серия «Рязанский детектив». Наша серия задумана специально для детективов рязанских авторов о Рязани? Но вряд ли здесь сыщется целая плеяда детективщиков… Или дело в особенностях рязанской жизни? Ирина Челиканова обходится без названия города, современные реалии узнаваемы, но типичны, их легко поместить в вымышленный город, вроде Тарасова Татьяны Поляковой. Да и чем коррупционеры (с которыми ведет борьбу бесстрашная Ирина Лебедева) в Рязани отличаются от таковых же в Томске?.. Без звучного бренда «Рязанский детектив» романы Челикановой не проиграли бы – а может быть, и выиграли, став «универсальнее».
«Напиши с меня пейзаж»
В схожем положении оказалась Людмила Анисарова с новой книгой рассказов «Среди людей» (Изд. Русское слово, Рязань, 2010). У Людмилы выходили в издательстве «АСТ» три книги любовных повестей, романов и рассказов: «Знакомство по объявлению», «Вы способны улыбнуться незнакомой собаке?», «Ненаписанное, или Страница ниоткуда». Лично я не поклонница любовной прозы, но это чтение пользуется огромным спросом. Да и автор для солидного издательства – не новичок. Лирические рассказы Людмилы Анисаровой в книге «Среди людей» отличаются от тех, «АСТ»-овских, разве что большей философичностью, отступлениями от сугубо любовной темы, при этом вполне профессиональны. Знаю, что сборники рассказов большие издательства берут на публикацию с неохотой – но это не значит, что не берут совсем. Мелодрамы, лирика востребованы читателями не хуже фантастики.
Третья книга, из-за которой у меня буквально душа не на месте, – сборник стихов прекрасного поэта и блестящего актера Евгения Калакина «Формат А6» (Рязань, 2011), выпущенный совсем недавно «символическим» тиражом.
Издание стихов – болезненная тема, лейтмотивом звучит: мол, стихи никому не нужны!.. Между тем обильно издаются томики стихов известных русских и зарубежных поэтов. И не только классики, но и современники. Существуют издательства поэзии, выпускающие стихи без вложения автор-
ских средств – московская «Воймега». Питерский «Геликон-Плюс», давший путевку в жизнь не одному ныне знаменитому поэту. Или таганрогский «Нюанс», издающий в некоммерческой ознакомительной серии «32 полосы» писателей и поэтов юга России. Есть и другие «стихотворные» издательства! Другое дело, что их усилий не хватит на издание книг всех желающих… И в действие вступает строгий закон редакторского отбора: за счет издательств печатаются только безусловно хорошие рукописи, а не «условно годные». Ведь основной бич чуть ли не девяноста процентов «самиздатных» поэтических сборников сегодня – непрофессионализм их авторов и несовершенство стихоподобных текстов. И в их потоке, боюсь, может затеряться тоненькая, в ладонь, книга Евгения Калакина, светлая, ироничная, искрометная: «Напиши с меня / пейзаж. Деньги кончатся – / продашь».
Все это к чему? Иногда, будем справедливы, авторы просто не используют всех шансов, чтобы издаться «по-настоящему». Раньше функции менеджеров и рекламщиков брал на себя Союз писателей, организовывавший плановые издания книг своих «членов» (кстати, не все официально изданные книги заслуживали внимания!). Теперь автору (особенно начинающему) все приходится делать самому – находить издательство, предлагать рукописи, заключать договор. Либо с помощью лит-агента. Нередко, особенно в провинции, авторы и знать не знают, как подступиться к издательскому процессу: нет у них опыта работы «под формат», неизвестны и координаты крупных издательств – хотя они в интернете лежат свободно. Вот и привычнее договориться с местным издателем о книге за свои деньги. Может, не стоит спешить? Или вы боитесь не понравиться издателям-коммерсантам? Если вашу книгу отвергнет десяток больших издательств, выручит «самиздат». Но в среде профессионалов не котируются книги, изданные за свой счет, это минус писателю… Что важнее – издаться любой ценой, или претендовать на признание? Литератору есть над чем подумать… но человеческий фактор тут превыше всего, и кто-то предпочтет синицу в руках.