К таким выводам пришла Федеральная антимонопольная служба, по результатам проверок которой 18 фармдистрибьюторов подозреваются в сговоре при проведении торгов Минздравсоцразвития по закупке препаратов из списка жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств в 2008-2009 годах. Следственный комитет при МВД возбудил уголовные дела.
Еще в декабре прошлого года Генеральная прокуратура объявила о том, что следственным комитетом возбуждены уголовные дела по подозрению в нанесении Минздравсоцразвития ущерба государству при проведении закупок на сумму 3,4 миллиарда рублей. В сообщении Генпрокуратуры, в частности, говорилось, что в период с 2008-го по 2009-й годы Минздравсоцразвития заключило 164 контракта на поставку препаратов из списка жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств на сумму 66,3 миллиарда рублей. При этом 127 контрактов (на сумму 61 миллиард) были подписаны с шестью поставщиками. Как считает Генпрокуратура, имели место необоснованный отказ в допуске к торгам сторонних игроков, а также завышение стартовых цен. Таким образом контрагенты Минздравсоцразвития, по версии следствия, «незаконно осуществили согласованные действия» и нарушили «Закон о защите конкуренции».
На днях на сайте ФАС был обнародован список 18 компаний, подозреваемых в картельном сговоре. Среди них и три компании из Топ-10 дистрибьюторов лекарств – это «ЦВ Протек», РОСТА и «Аптека-холдинг». Согласно данным проверок ФАС, при проведении торгов на закупку лекарств в 2008-2009 годах ряд компаний, допущенных к аукциону, присутствовали на торгах, но не заявляли своих предложений по цене или не являлись для участия в аукционах. В результате этого контракты заключались с единственным участником по начальной (максимальной) цене, в чем ФАС усматривает нарушение антимонопольного законодательства.
В среду стало известно, что материалы проверок ФАС легли в основу обвинений в адрес ряда менеджеров крупнейших фармдистрибьюторов, сейчас против них возбуждены уголовные дела. Как сообщает газета «Коммерсантъ», дела касаются как минимум трех компаний. «В числе менеджеров, которым может грозить уголовное преследование, бывший гендиректор «Протека» Алексей Молчанов, гендиректор РОСТА Давид Паникашвили и гендиректор «Ирвина 2» Людмила Мельник», – пишет «Ъ», ссылаясь на участника фармрынка. При этом одна из возможных фигуранток уголовного дела отметила, что количество компаний, менеджеры которых могут проходить по уголовным делам, гораздо больше чем три.
Комментируя ситуацию, руководитель ФАС Игорь Артемьев в интервью радиостанции «Эхо Москвы» отметил, что «в деле фигурирует безумное количество компаний – практически все лидеры отечественной индустрии». По его словам, завышение стоимости лекарственных препаратов в результате картельного сговора достигало десятков процентов, в отдельных случаях цены на лекарства были завышены в несколько раз.
По данным ФАС, в картельном сговоре на рынке лекарственных средств подозреваются следующие компании-дистрибьюторы: ЗАО «Р-Фарм», ОАО «Фармстандарт», ООО «Оптимальное здоровье», ЗАО фирма «ЦВ «Протек», ЗАО «РОСТА», ООО «Ирвин 2», ООО «Гемамед», ООО «МЕДИПАЛ-ОНКО», ООО «МАНАС МЕД», ЗАО «КОРАЛ МЕД», ООО «Эдвансд Трейдинг», ЗАО «Шрея Корпорейшнл», ОАО «Фармасинтез», ООО «РУСРЕСУРС», ООО «Медикал лизинг-консалтинг», ООО «Виренд Интернейшнл», ЗАО «АПТЕКА-ХОЛДИНГ», ООО «ДиМедика».
точка зрения
Игорь Артемьев,
руководитель Федеральной антимонопольной службы:
– Материалы ФАС, которые легли в основу обвинения, показывают, что это были сговоры между компаниями, в том числе на торгах. Если сговоры действительно имели место быть – это потрясающий цинизм по отношению к детям и пожилым людям.
Валентина Греченко,
руководитель управления Росздравнадзора по Рязанской области:
– Сколько бы ни было поставщиков, они должны работать по единым правилам и нормам. В первую очередь это касается лицензии и кадров. Лицензия обязательна для всех. Если есть аптечный склад, он должен выполнять все нормативы размещения, иметь набор оборудования, должны быть сохранены условия для хранения препаратов. Например, помещение должно быть по площади не менее 150 квадратных метров. Лекарства должны сохранять свое качество.
Кроме того, поставщики должны отслеживать забракованные партии, иметь все документы, подтверждающие качество. И, конечно, поставщики должны быть известны. Что касается цен на жизненно важные лекарственные препараты, то на них устанавливаются предельно допустимые цены.
Владимир Луканцов,
начальник управления федеральной антимонопольной службы по Рязанской области:
– Заявки на торги подают несколько участников, но на аукцион является один. В таком случае аукцион признается несостоявшимся и без какого-либо торга по начальной цене заключается контракт. А если заказчик необоснованно установил завышенную начальную цену контракта, то именно по этой цене контракт и заключается. Это довольно распространенное нарушение.
Сейчас один из ключевых вопросов реформирования законодательства о размещении заказов – вопрос обоснованности начальной максимальной цены контракта. Действующее правовое поле не возлагает на заказчика обязанности обоснованно устанавливать начальную цену контракта. Но, по поручению Президента, до первого сентября должны быть внесены предложения по внесению изменений в законодательство. Уже имеется несколько вариантов, по какому пути будет реформироваться законодательство по размещению заказов. Во всех этих вариантах в том или ином виде отражается, что заказчик должен устанавливать начальную цену обоснованно.