В Год российской космонавтики нелишне вспомнить, что в Рязани более тридцати лет, начиная с 1957 года, на базе Рязанского педагогического института работала станция наблюдений искусственных спутников Земли. Она не только решала научные задачи (сотрудники станции сделали, например, самое большое по стране количество наблюдений), но и вела активную деятельность по образованию студентов и школьников. С девяностых годов начала работать астрономическая обсерватория РГУ имени С.А. Есенина. Главными направлениями ее деятельности стали изучение фундаментальной научной проблемы «Экология околоземного космического пространства» и разработка научно-педагогической проблемы «Преподавание астрономии и экологии космоса в системе дополнительного образования учащихся».
Об астрономических традициях Рязани, злободневной ныне проблеме – молодежь и космос я говорила недавно с директором обсерватории, членом международного астрономического общества Андреем Муртазовым.
Р.В. – Андрей Константинович, вы, насколько я знаю, заинтересовались астрономией еще в школе, на волне всенародной гордости за наши достижения в космонавтике. А сегодня, как писали в одной газете, даже в городе Гагарин никто из школьников не мечтает стать космонавтом.
А.М. – Ничего удивительного здесь нет. Нынешнее молодое поколение не воспитывалось в атмосфере интереса к космосу. Мало чего могла сделать и школа, где курс естественных наук по сравнению с тем, что наблюдалось лет двадцать назад, был резко сокращен. Что касается конкретно астрономии, то в начале прошлого десятилетия она была исключена из обязательных школьных предметов и переведена в разряд дополнительных, то есть на уровень кружков, факультативов. Понятно, что при нынешней загруженности ребят мало кто обращается к этой науке. Да и педагогов такое положение не стимулирует. Стоит ли удивляться, что на всю Рязанскую область только два преподавателя астрономии имеют высшую квалификационную категорию: это Юрий Николаевич Воробьев из рязанской школы №38 и Александр Николаевич Широков из Ижевской средней школы.
Р.В. – На недавнем заседании Госдумы, когда обсуждались стандарты для средней школы, было учтено пожелание вернуть в школу хотя бы часть курса астрономии, из-за чего уже переработаны требования к преподаванию физики и естественных наук.
А.М. – Ну хотя бы так. Астрономия – это мировоззренческий предмет, на основе которого должны складываться представления современного человека об окружающем его мире, о том, как он развивается, куда идет. «Битва» за астрономию идет еще с 80-х годов. Тогда был создан совет по подготовке астрономических кадров, который возглавил академик Валентин Викторович Соболев, и этот орган всячески препятствовал изъятию астрономии из школьных и вузовских программ. Однако это свершилось. Но стараниями инициативной группы людей удалось организовать проведение всероссийских олимпиад школьников по астрономии. Сейчас, правда, они тоже под вопросом. В этом году такая олимпиада, конечно, состоится, поскольку это Год космонавтики. А вот что будет дальше – неизвестно.
Р.В. – А ведь именно эта олимпиада вывела в люди школьника из Рязани Мишу Иванова, который сейчас на отлично учится по специальности «астрономия» в МГУ – я о нем недавно писала…
А.М. – А годом раньше туда поступил опять же наш Коля Колесников, тоже победитель всероссийской олимпиады по астрономии. Мы их обоих приглашали в январе на областную астрономическую олимпиаду проверять работы детей. Делали они это очень ответственно и дотошно. Проводятся и международные олимпиады по астрономии, и на них, как правило, российские школьники выступают более успешно, чем по другим отраслям знаний.
Р.В. – И чем же объяснить этот успех, если школьный предмет «астрономия», как вы говорите, в школе в «загоне»?
А.М.– Тем, что педагоги используют все оставшиеся возможности. Например, мы организовали десять летних астрономических школ для рязанских детей. При обсерватории действует центр астрономического образования, и его члены приняли участие в двадцати международных, всероссийских олимпиадах и конкурсах научных работ. Кроме парней, о которых шла речь, призовые места на всероссийских астрономических олимпиадах заняли еще девять рязанских школьников.
В юном возрасте звезды кажутся особенно таинственными и манящими. И это большая удача, если подросток, у которого пробудился интерес к науке о звездах, встретит чуткого и понимающего наставника, умеющего поддержать этот интерес.
Я еще школьником попал на станцию наблюдений искусственных спутников Земли. Штатными сотрудниками там были солидные, прошедшие армию люди, бывшие авиационные штурманы. Начальником являлся Василий Иванович Курышев, его заместителем – Евгений Евдокимович Артемкин – оба известные ученые. И никто меня от телескопа не отгонял. И я через возможность быть около этих людей как-то морально вырос, лучше учиться стал. Потом поступил на физмат и уже тем более не мог не приходить на станцию. Тогда был такой порядок: все студенты физмата обязательно должны были пройти практику по наблюдению спутников. Традиция эта завелась еще тогда, когда в институте учился мой будущий школьный учитель Виктор Кузьмич Шурчков (в настоящее время – руководитель музея космонавтики рязанской школы №16 – Т.Б.), и продолжалась более двадцати лет.
Р.В.– А чем занимаются студенты и школьники, которые сейчас приходят в обсерваторию?
А.М. – В рамках комплексной исследовательской программы «Экология околоземного космического пространства» задача сотрудников обсерватории состоит в исследовании процессов, проходящих в ближнем космосе, и механизмов их воздействия на биосферу Земли. Мы должны также отслеживать опасные для нашей планеты объекты Солнечной системы, а еще метеорные потоки, искусственные космические объекты, космический мусор и т.д. Во всем этом свое посильное участие могла бы принять и интересующаяся астрономией молодежь. Но у нас есть серьезная техническая проблема: вот уже три года находится в нерабочем состоянии купол обсерватории, из-за чего мы не можем применить наш большой телескоп. Остается только работать с метеорными камерами, и наше главное занятие сейчас – наблюдение за метеорными потоками. Кстати, этот род наблюдений самый подходящий для детей. Метеорную астрономию даже называли когда-то любительской. В последние годы проблемой метеоров стали заниматься на уровне космических агентств, так как эти небесные тела представляют большую опасность для космических аппаратов, которых на околоземной орбите становится все больше.
Р.В. – Андрей Константинович, каково ваше мнение о молодой смене астрономов?
А.М.– Очень толковые ребята, и они нам здорово помогают. Серьезно. Сейчас астрономические наблюдения проводятся с помощью компьютеров, а школьники в этом деле разбираются порою лучше нас, взрослых…