04:23 МСК
Среда
19 / 02 / 2025
2124

Электрошок для экономики

Глава группы ОНЭКСИМ Михаил Прохоров, хоть и пугает периодически своими нововведениями в Трудовой кодекс, все же смог недавно приятно удивить общественность. Созданный им автомобильный гибрид «Ё-мобиль», способный передвигаться на электричестве и бензине, наглядно продемонстрировал, что технологическое обновление экономики зависит не только от денег, но и от воли отдельных личностей, их желания быть современными.

На «Ё-мобиле» 1 апреля прокатился Владимир Путин, предусмотрительно поинтересовавшись у Прохорова, не развалится ли его транспортное средство по дороге. Сев за руль, премьер переместился с заседания правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям на заседание Совета безопасности. Этот переезд из пункта А в пункт Б показался мне символическим, как будто между инновациями и безопасностью проложили прямой маршрут.

Хорошо бы эта связь закрепилась еще в нашем сознании. Как бы мы ни уповали на природные ресурсы, очень долго нефть нас кормить не будет. Подъемы и спады ее стоимости во многом зависят от геополитических причин, но не только. Пока мы бездумно эксплуатируем недра, развитые страны мира продолжают предпринимать интеллектуальные усилия для перехода на альтернативные источники энергии.

В Исландии на долю альтернативной энергетики уже сейчас приходится около 25% вырабатываемых мощностей (в основном энергия геотермальных источников), в Дании более 20% (преимущественно энергия ветра), в Португалии 18% (энергия волн, солнца и ветра), в Испании почти 18% (основной источник – солнечная энергия). Такие данные приводит официальный сайт русского географического общества.

Приходилось встречаться с производственниками, выпускающими оборудование для солнечной энергетики. Они ездят за рубеж, общаются с коллегами. А когда возвращаются и рассказывают о впечатлениях, в их глазах читается даже не грусть, а большая тревога. По части использования «зеленой энергии» наша отсталость выглядит огромной и пугающей. Всего лишь один факт: страны евросоюза нацелены на то, чтобы к 2020 году примерно третья часть генерирующих мощностей использовала энергию солнца и ветра. Интересно, будет ли сказано что-нибудь об альтернативной энергетике в обновленной российской Стратегии-2020?

От растущих и все более спекулятивных цен на нефть болеет вся мировая экономика. Но, как водится, лекарь возникает внутри болезни. Развитые страны готовят нефтедобывающим государствам большой сюрприз. Они собираются в ближайшем будущем поставить на поток производство электромобилей. Вот как это выглядит в данный момент. Япония: здесь вплотную подошли к созданию электрокара, способного без подзарядки преодолевать 300 км. В плане – серийный выпуск модели, которая сможет развивать скорость свыше 200 км/ч. Франция: возросший спрос на электровелосипеды привел к тому, что поставщики не успевают завозить их из Азии, где налажено производство этого суперпопулярного средства передвижения. А компания «Рено» готовится завоевать к 2020 году 10% мирового рынка электромобилей. США: поставлена цель к 2015 году иметь на американских дорогах миллион электромобилей. Компания Tesla на их разработку получила правительственный заем в несколько сот миллионов долларов.

Может статься, что уже в ближайшем будущем водители помашут ручкой бензоколонкам из окошек своих бесшумных и чистеньких электрокаров. А что бывает в России, когда падает спрос на нефть и цена на нее сдувается? 1991 год: 20 долларов за баррель и крах СССР. 1998 год: очередное обрушение цены и дефолт в России. 2008 год: обесценение черного золота вдвое и тяжелый кризис, который мы перенесли хуже, чем Америка и Европа.

Промышленно развитые страны готовятся к тому, что спрос на энергию возрастет, и потому уже сейчас наращивают мощности за счет альтернативных источников. У производителей «зеленую энергию» покупают по ценам выше, чем у обычных генерирующих компаний, и сами поставщики могут беспрепятственно отправлять ее в сеть. Там рынок электроэнергии настоящий, а не фиктивный, как в России.

Развитию электрического автопрома пока мешает одно препятствие: отсутствие дешевых и емких аккумуляторов. А ведь их могли бы создать и в России, если четко сознавать приоритеты технологического развития. Только нужен ли электромобиль всемогущему бизнесу, сидящему «на трубе»?

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 70 (3873) от 21 апреля 2011 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
Сказать «нет» и не потерять друзей
Как это сделать, рязанским подросткам подсказывают психологи
Ольга Трубушкина
Будущее зависит от тебя
Дети из Рыбновской школы-интерната примут участие во Всероссийском турнире по мини-футболу
Читайте в этом номере: