В представлении сегодняшний собеседник, пожалуй, не нуждается. В регионе и далеко за его пределами (без всякого преувеличения, заметим) Сергея Петровича Серегина – руководителя ООО «Максы», что в Сараевском районе, знают очень многие. И прежде всего – по результатам, которых он и его команда добиваются многие годы. Рекордные урожаи зерновых, практическое применение передовых аграрных технологий и достижений науки, энергоэффективной техники, устойчивое развитие сельской территории – все это для «Максов» и Серегина не далекое будущее, а сегодняшний день.
Мы встретились с Сергеем Петровичем в начале апреля, когда до выхода в поле было время. Может быть, поэтому разговор шел неспешный, и не только о «надоях и привесах». А может, и потому что текущий год для Серегина – особенный. Два десятилетия стоит он у руля хозяйства. За это время пришел и опыт, и результат.
Начало разговора получилось неожиданным…
– Круглая дата, о которой вы упомянули, случится после 5 сентября, вот тогда и будет повод поговорить, а сейчас пока рано, – Сергей Петрович явно не собирался подводить промежуточные итоги в жизни и работе.
Но и мне отступать было некуда. Давно хотелось пообщаться с Серегиным без цейтнота посевной или уборочной, когда день год кормит. А еще узнать, как пережили «Максы» жесточайшую засуху прошлого года, о чем я тут же и спросила.
С.С. – Засуха настолько сильно ударила по экономике хозяйства, что мы не скоро оправимся. Если считать потери в деньгах, то сумма составляет порядка 100 миллионов рублей при существующих на сегодня ценах на зерно. Считаю, что в прошлом году урожая – по нашим меркам – вообще не было. Сегодня нам сложно, но руки не опускаем и делаем все возможное, чтобы восполнить потери.
Р.В. – Что уже удалось предпринять?
С.С. – Во-первых, расширили посевные площади. Купили полторы тысячи гектаров в Тамбовской области, еще часть земли взяли там же в аренду. Так мы сохраним площади под зерновыми на уровне прошлых лет. Плюс посеем кукурузу на зерно и силос, ведь в том году погиб и клевер, так что предстоит компенсировать потери в кормах. В каких долях и процентах – поймем не раньше июня. Всю технологию по кукурузе мы практически отработали в прошлом году, когда ее доля в посевах составляла примерно четверть от общих площадей. Тогда же и приобрели весь набор нужной для нее техники и решили посеять 800 гектаров. В этих же пределах (или, может, немного больше) посеем подсолнечник. Рассчитываем, что эти культуры выдержат засуху. Выращивать только зерно в чистом виде нельзя, надо иметь и другие культуры, учитывать и цены, и природные катаклизмы.
Во-вторых, мы обновили технику, купили комбайны для уборки. У нас два вида комбайнов: «Доны» от «Ростсельмаша» и белорусские «Полесье». Импортная техника для уборки, я считаю, ни к чему: она работает в году в среднем 20 дней. По соотношению «цена – качество» эта техника нас вполне устраивает. К тому же запчасти к ней находили без проблем, как и обслуживание. Со «Старожиловоагроснабом» мы давно и очень хорошо сотрудничаем, так что уверенно с техникой себя чувствуем. Чтобы в оптимальные сроки провести все работы, и особенно закрытие влаги и уход за озимыми, приобрели еще тракторы МТЗ.
Р.В. – Вы все время говорите «мы». Кто в вашей команде сегодня?
С.С. – Прежде всего – молодые специалисты. Главный агроном Руслан Петрович Летцев – из поселка Сараи – закончил наш аграрный вуз, третий год в «Максах». Мы работаем вместе, думаем вместе, стараемся понимать друг друга. Хотя иногда спорим, но в итоге всегда приходим к общему знаменателю. Главный инженер Владимир Николаевич Соловов – из соседнего села Муравлянка – закончил вуз вместе с Русланом.
Р.В. – Вы тоже начинали как молодой специалист. Сегодня – опытный руководитель. Как вы учите молодых людей профессии?
С.С. – Молодые специалисты, я думаю, учатся сами. И я уже вижу результаты. Они вникают, смотрят. Советовать напрямую им не надо, назидать тоже ни к чему, как и контролировать каждый шаг. Если не давать самостоятельности человеку, он никогда себя не проявит. Общие вопросы надо обговаривать, да. Но все остальное они должны делать сами. Иногда, может, и неправильно, но… я-то рядом всегда, подскажу. Это гораздо эффективнее, чем рассказать, как действовать, «от А до Я». Должна быть смена. И если молодые будут лучше нас, мы только порадуемся.
Р.В. – А свое начало вы помните?
С.С. – Два года на институтской практике (я закончил экономический факультет сельскохозяйственного института) и первые три года как молодой специалист проработал в Алексеевке, в хозяйстве, которым руководила Лидия Николаевна Шмелева. Она доверила мне работу, когда я был еще студентом. Хотела сразу понять, что я из себя представляю. Люди в работе быстро узнаются. Видишь, что человек делает, как к делу и к людям относится. Лидия Николаевна была очень сильной женщиной и сильным руководителем.
Начало было для меня важным. Когда я приехал в село, не было дорог. В Алексеевке строили дорогу при мне. Был 1985 год. На моих глазах шло созидание, возводилось жилье, причем строились целые улицы. Появился Дом культуры. Была потом построена новая большая школа.
А 1 мая 1988 года меня перевели в колхоз «Ленинский путь» (ныне ООО «Максы» – Л.Т.), к Виктору Архиповичу Толмачеву. Он был вторым моим учителем.
С Толмачевым мы отработали до 5 сентября 1991 года, когда его избрали председателем райсовета. Я стал исполнять обязанности председателя колхоза в 28 лет. Дал мне Виктор Архипович одно напутствие: «Чтобы 26 лет (не меньше, чем я) вы смогли отработать в хозяйстве». И еще пожелал успеха в делах.
Р.В. – Прошло 20 лет. Сколько еще впереди?
С.С. – По напутствию, не менее шести лет (смеется). Но там – как Бог даст. Толмачев сам «сгорал» на работе и других этому учил. Отчасти и я такой.
Р.В. – Тоже «горите» на работе с утра до ночи?
С.С. – А по-другому нельзя.
Первое время было, естественно, тяжело. От работы я не отлынивал, а наоборот. Старался как можно больше сделать. Приходить на работу раньше всех, уходить – позже всех. Всегда старался найти время для того, чтобы выслушать людей, посоветоваться с ними, да и просто поговорить. Если надо – что-то менять по ходу дела, улучшать. Это все, думаю, и привлекало людей.
Р.В. – А какой у вас характер?
С.С. – Мягкий. Мне жаль бывает людей. Но если вдруг что-то не так, то становлюсь жестким. И люди об этом знают. Хотя я всегда стараюсь понять человека, причины, которые на него воздействовали. Даже в таких ситуациях, когда нельзя понять… все равно понять можно. Руководитель просто обязан понимать людей, найти к каждому «ключик».
Р.В. – Вы любите учиться?
С.С. – Да. Учеба – это процесс постоянный. Я многим обязан людям, которые были и есть рядом со мной. Считаю, что все-таки людей хороших гораздо больше, чем плохих. Это справедливо и для села, где я живу и работаю. Когда я был парторгом, много разговаривал с ветеранами, людьми пожилого и даже преклонного возраста. Некоторые из них прошли очень хорошую жизненную школу. Я у них учился многому, в том числе и науке общения с людьми. Где жестко поступать, где погладить по головке, где пряник показать. Я учился у них жить. Это и было воспитание, как я теперь понимаю, самое правильное – на собственном примере.
Р.В. – Могла ваша жизнь сложиться по-иному? Если не аграрием, то кем бы вы могли стать?
С.С. (После паузы.) – Аграрием! (смеется). Родился в селе, прожил и отработал в сельском хозяйстве в общей сложности 26 лет. И жизнь, и село за эти годы здорово изменились, что вполне естественно. Но и сегодня не хочу другой жизни. Не представляю ее другой. К слову, я мог уйти в другую сферу. Предложения сменить работу были всегда. Звали, например, в банк, и не сотрудником или начальником отдела, а управляющим.
Р.В. – Почему от такого выгодного предложения отказались?
С.С. – Банковская система предполагает, что ты живешь в городе, в райцентре, а это ведь другая жизнь, городская. Суета. Я сейчас редко стал ездить в Москву. Почему? Потому что, если приезжаю, через 2-3 дня чувствую: устал. У меня начинает все болеть. Стоит только из машины выйти в своем селе, все – у меня ничего не болит. Честно говорю. Чем объяснить это, не знаю. Это во-первых.
Во-вторых, сама работа, что предлагали в городе, – бумажная, не с живым делом, а с документами, кредитами и т. д. Здесь же можно работать на перспективу, думать, как выживать в существующих условиях, создавать что-то новое, улучшать, что есть, внедрять новинки – вот это интересно! Работать с землей, с живым организмом, – растениями или животными – это более значимо.
Р.В. – А как же цикличность, известная повторяемость работ, не скучно? Одно и то же каждый год?
С.С. – Во-первых, земля одной и той же не бывает, она каждый год – разная. И потом, весна в прошлом году наступила 10 апреля, мы уже были в поле. Сегодня еще снег лежит. Значит, прошлый опыт не применить, надо все менять полностью, все подходы. Вот в этом и есть главный интерес: делать всякий раз все по-новому.
Р.В. – А у работников ООО «Максы» есть возможность выделить землю и стать фермерами?
С.С. – Я все делаю для того, чтобы у людей было личное подворье. В прошлом году зимой и весной было отдано больше 30 голов коров сельчанам, работающим в хозяйстве. Потому что, было предчувствие, что год будет плохой, тяжелый, но, с другой стороны, нельзя в деревне нормально жить без личного подсобного хозяйства. Всегда есть время, которое можно уделить личному подворью, чтобы получить натуральные продукты питания. Но я никого не заставлял, выбор всегда за человеком. Только за 2010 год порядка 50 голов молодняка (телочек, бычков) мы тоже своим работникам отдали на откорм в личные подсобные хозяйства. Хотя опять же: дали скот – надо обеспечить кормами. А обеспечиваем мы всех кормами бесплатно. И заготавливают их на колхозной технике… А фермер что? Он один за всё в ответе.
Р.В. – Как сегодня живут люди в Максах?
С.С. – Работа не прекращается, и хозяйство живет, и люди живут. Живет село. Человек всегда надеется, что будет лучше. И даже в прошлом, очень тяжелом году построена дорога, пусть всего километр, но она для села сделана. Как раз на этом участке всегда дорогу размывало. Здесь же повороты ко всем хозяйственным постройкам: складам, заправке, мастерским, столовой. Подъезд к клубу, магазину, школа недалеко, правление хозяйства. Теперь дорога есть.
В прошлом году в селе у нас появилась новая скважина и новая водонапорная башня. Все это сделано за счет областного бюджета, как и дорога. Хозяйство участвует в общем деле, помогая людям, которые ведут эти работы. Обеспечиваем их едой, жильем, другие бытовые вопросы решаем. Сейчас обновляется водопровод. Это реальная помощь людям. Село располагается на возвышенности – ни одного колодца нет: глубина пролегания воды 38-40 метров.
Р.В. – Ваши дети, сын и дочь, пошли по вашим стопам. Сын закончил экономический факультет аграрного вуза, его работа – обеспечивать хозяйства техникой и запчастями, дочь – третьекурсница РГАТУ, того же факультета. Вы настояли на выборе профессии?
С.С. – Специально я этого не добивался, агитацию не вел. Дети сами решения принимали, где и на кого учиться. Так, вроде бы случайно или к месту говорил, конечно, о профессии, как и все родители.
Я очень хотел, чтобы сын понял: в жизни нужно иметь работу, которая приносит удовлетворение, естественно, и доход, и возможность работать на перспективу. Знать, что место твое не сократится, не исчезнет. А это обеспечит село. Как хлеб вечен, так и работа на селе, для села. В ней и постоянство, и стабильность. Я все это на себе прочувствовал.