Без Воскресения Христова не было бы самой религии – христианства. С греческого слово «Пасха» переводится как «прехождение», «избавление». Великое чудо Воскресения Спасителя, произошедшее на заре христианского летоисчисления, указывает верующему человеку, что истинное его Отечество не на земле, а на небе. Туда, в горний мир, он и должен устремляться мыслями, чувствами, совершая свой земной путь. «Здесь, на земле, мы только странники», – поется в христианских песнях.
«Воскресение Христово даровало нам подлинную свободу и наполнило бытие человека смыслом и надеждой. Самое же главное – оно открыло путь в Жизнь Вечную всякому верующему во Христа и пребывающему в Церкви. Поэтому нет причин для отчаяния, уныния, страха у тех, кто любит Христа и следует за Ним во всех обстоятельствах своего земного пути», – говорится в Пасхальном послании Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
«В эти пасхальные дни решимся делать добро, – призывает нас Русская православная церковь. – Поможем тем, кто вокруг нас, кто нуждается в одежде, в хлебе, а может быть, более всего – в слове, в человеческом участии, в поддержке. То, в каком обществе мы будем жить, определяется решениями, которые принимают обычные люди. Будет ли это общество человечным? Будет ли в нем уважаться человеческая жизнь и достоинство? Будет ли у него будущее и надежда? Все это определяется тем, какой путь выбирает каждый из нас».
За три с лишним недели до Пасхи с Байконура стартовала юбилейная космическая экспедиция, посвященная первому полету человека в космос. На борт корабля экипаж взял Казанскую икону Божией Матери. Шестнадцать раз в сутки вокруг земного шара облетает корабль, и под самыми звездами совершается Крестный ход, вернее – полет, вокруг планеты Земля. В одном из телеинтервью настоятель храма Преображения Господня в Звездном городке игумен Иов (Талац) сказал, что уже около пяти лет у космонавтов существует традиция перед стартом приезжать в Троице-Сергиеву лавру. В храме совершается водосвятный молебен, и космонавтов окропляют святой водой, на борт они берут складень и маленькое Евангелие.
Православие, как и другие мировые религии, представляет собой стройную систему духовного совершенствования человека, в ней хаос жизни побеждается космосом евангельского отношения к миру. Постижение этого космоса – дело столь же нелегкое и захватывающее, как полеты за пределы земной атмосферы. Долгое время в России пытались забыть о существовании первого космоса и осваивать только второй, манящий светом далеких галактик. Поэтому вопрос Никиты Хрущева первому космонавту планеты, видел ли он там, в космосе, Бога, вопрос болезненный для верующих, не выглядел столь уж нелепым и смешным, каким воспринимается сегодня. Воспитанный в православной семье, Юрий Гагарин честно ответил генсеку, что Бога он там не видел. Но известны и другие слова Юрия Алексеевича: тот человек, который никогда на земле Бога не встретил, никогда не встретит его и на небе.
То, что два космоса находятся в разных измерениях, не снимает с человечества задачи по изучению материальной Вселенной. Напротив – попытки приблизиться к другим планетам и духовный поиск тесно взаимосвязаны. В одной из проповедей перед паствой Патриарх Московский и всея Руси Кирилл сказал: «Стремление человека подняться к звездам – это не блажь, не фантазия и не мода. Это некая программа, заложенная Богом в человеческую природу. И эта программа реализуется в человеке посредством врожденного чувства, которое мы называем «победой над самим собой».
Чудотворный образ Божией Матери Благодатное Небо, находящийся в Архангельском соборе Московского Кремля, особенно почитается всеми людьми, чьи профессии связаны с небом и полетами.
По мнению иерархов РПЦ и видных светских ученых, человечество вступает в эпоху, когда может начаться синтез духовного и материального, научного и религиозного, и эта связь становится залогом выживания и развития человеческой расы. Невозможен прогресс без фундаментальной науки и технических достижений. Но и общество, признающее лишь научно-техническое измерение, быстро потеряет человеческий облик и превратится в общество киборгов.
В июле прошлого года, встречаясь с преподавателями и студентами Днепропетровского национального университета, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл высказал удивительную мысль. Он сказал, что есть нечто, сближающее научный поиск и религиозную жизнь. И наука, и вера требуют одного – добродетели. В самом деле, разве может ученый совершить открытие, если он не будет самокритичным, если свои выводы он начнет считать единственно верными? Интеллектуальное высокомерие является стопором развития научного знания. И наоборот, необходимым условием научного поиска выступает смирение – способность слушать оппонентов, признавать их правоту, считаться с их точками зрения. Часто бывает, что, только поднявшись на высокие ступени научного поиска, исследователь понимает ограниченность существующих методов познания. Там, где экспериментаторы надеялись встретить окончательную истину, вдруг открывается еще один космос, и так до бесконечности. Сократ говорил: «Я знаю только то, что ничего не знаю».
А иногда вера приходит к человеку вместе с восторгом при виде человеческих достижений и красоты мироздания. Так случилось с Героем Советского Союза, космонавтом Геннадием Манаковым, когда он открыл люк корабля и шагнул в открытый космос.