Что происходит? Выпускники и их родители не представляют себе будущего без вузовского диплома. Но сам вузовский диплом перестал быть весомым аргументом при выстраивании карьеры. Часть аналитиков связывает эту метаморфозу с тем, что образование стало платным для большей части получающих его. Платность стимулировала рост числа студентов и снижение качества образования. Вопреки заученным постулатам в этом случае количество не перешло в качество. К тому же снизилась доступность образования для молодых людей из семей с невысокими доходами, как бы нас ни уверяли в обратном. Данные обследования, проведенного Росстатом, подтверждают, что в семьях с низким среднедушевым доходом охват молодежи высшим образованием в два с лишним раза ниже, чем в состоятельных семьях.
Однако социологи знают, что и в советские времена в вузы прежде всего поступала молодежь из городских семей с высоким уровнем образования. Неравенство в доступности высшего образования было всегда. Тогда, правда, высшее образование вовсе не обязательно сулило высокие доходы после его получения. Считается, что в советское время зар-
плата лиц с высшим образованием была заниженной по сравнению с «синими воротничками», представителями рабочих профессий, особенно высокой квалификации. Но высшее образование в те времена открывало достаточно широкий горизонт роста – в науке, производственной сфере, в управлении, во властных структурах. Социальные лифты для людей с дипломом были более доступны, чем без него.
Сегодня молодежь чаще всего обосновывает свое желание учиться в вузе желанием получить выскооплачиваемую работу. Есть такое понятие – премия за высшее образование. Это соотношение заработков лиц с высшим образованием с заработком тех, у кого образование только среднее. Так вот, в последние 20 лет премия за высшее образование выросла почти в три раза. Особенно интенсивно она росла в 90-е годы. В последние пять лет рост премии за диплом прекратился. А затраты на высшее образование растут. В середине 2000-х на коммерческих местах в вузах обучалось уже не менее половины студентов. При этом компенсировать затраты после получения диплома высоким уровнем дохода уже не удается.
На рынке труда вновь особенно востребованы «синие воротнички». Массовые рабочие специальности, по крайней мере в столичных и крупных промышленных городах, стали «стоить» дороже. Рынок насытился специалистами с высшим образованием относительно невысокой квалификации. Доля работников с высшим образованием выросла во второй половине 2000-х практически на треть. И заработки их вновь перестали расти.
Вечный русский вопрос: что делать? Сокращать набор в вузы? Снова снижать доступность высшего образования? Это самый простой ответ на наш вопрос. Стране все-таки нужны образованные люди, в том числе и на рабочих местах. Помню, как в 80-е годы выпускники знаменитого МИИТа работали в Рыбновском локомотивном депо машинистами электровозов. И это не вызывало вопросов. Эти люди водили тяжелые, длинносоставные поезда. Эта работа требовала высокой квалификации и хорошо оплачивалась. Руководство страны сегодня предлагает соединять учреждения начального и среднего профессионального образования с вузами, повышая таким образом статусность рабочей специальности и качество профессиональной подготовки. Понятно, что сейчас трудно себе представить подобный симбиоз высшей и начальной профессиональной школы, но кажется, что временем востребован именно он.
Премия за диплом о высшем образовании, о которой все еще мечтают абитуриенты вузов, сохранится только при одном условии: качество этого образования должно быть безупречным. С этим у нас больше всего проблем.