Так считал Бисмарк. Сдается, что он был прав. Все величины в политике переменчивы. Время – относительно. Степень влиятельности – тоже. Прогнозы редко сбываются. А процесс зачастую интереснее, чем результат. Какая уж тут наука.
К размышлению об этих парадоксах приводят события минувшей недели. Событий этих много, и все они неоднозначны. Крупнейшее, без сомнения, заседание Госсовета в минувшую пятницу, в котором приняла участие вся или почти вся политическая элита России. В том числе и та ее часть, которую в последние годы приглашали в Кремль не часто, например, представители непарламентских партий. Речь шла о грядущих изменениях в политической системе страны. И досужий обыватель вздохнет и сокрушится: опять менять… Но ведь, согласитесь, нам в нашей политической системе далеко не все нравится. Шум вокруг осенних выборов прошлого года это только подтвердил. Избирательную систему оппозиция обвиняла во всех смертных грехах. А обращений в суд по всей стране было меньше 50, к рассмотрению приняты всего 32. Это ничтожно мало. Ссылаться на порочность нашего правосудия проще всего. Труднее доказывать свои претензии в суде. Хотя политические партии не так юридически беспомощны и безграмотны, как некоторые наши граждане.
В Кремле выступили представители практически всех системных партий – от правых до левых. Изменить предлагают много чего, но Президент не собирается потрясать основ. От этого предостерегает общество и лидер «Единой России» Владимир Путин, более всего опасаясь «украинизации» российской политики. Президент Д. Медведев, конечно, считает необходимым расширить спектр представительства российского общества во власти. Но для этого обществу нужна своеобразная социально-экономическая стабильность. А у нас до нее далеко. То кризис нагрянет, то инфляция придавит. Так называемые правые, либеральные партии рекрутируются из среднего класса и бизнес-сообщества. А это сообщество не слишком хочет играть в политические игры, когда приходится рассчитывать на поддержку государства. Да и средний класс у нас то и дело размывается в период экономической нестабильности.
Вот и «Яблоко» Григория Явлинского, которое, кажется, решили вернуть в политическую реальность, потеряло свой электорат в лице технической и научной интеллигенции. На этой малости партии не построишь, даже если очень хочется.
Предложения, высказанные в Кремле, наверное, обретут форму законопроектов. Как обещано, в ближайшее время. И нам еще предстоит узнать, насколько теория сопрегается с практикой в политике.
Недавно Президент Д. Медведев пообещал назначить «наместника» на Кавказ. И общество замерло в ожидании нового генерала Ермолова. Или, по крайней мере, Барятинского. А назначили Александра Хлопонина, губернатора Красноярского края. Наделив его при этом полномочиями полпреда в новом Северо-Кавказском федеральном округе и вице-премьера Правительства России. Таких полномочий не имеет никто из российских чиновников. Обещано дать кавказским республикам достаточно денег для того, чтобы ликвидировать их застарелую социально-экономическую отсталость. Из всех достоинств Хлопонина аналитики почему-то сосредоточились на одном: он достаточно богат для того, чтобы не брать взяток и не воровать (хотя, как известно, в России никакое богатство никогда мздоимству не препятствовало). Хлопонин, конечно, прежде всего – эффективный менеджер. Достаточно ли этого для покорения Кавказа? Посмотрим. Очень хочется, чтобы у него получилось не как в известных поэтических строках: «Кавказ подо мною, один в вышине…».
О ходе избирательных кампаний наши социологи научились рассуждать с определенной точностью в прогнозах. По цифрам. Судить о настроениях и мотивации избирателей сложнее. Рязань привыкла на выборах удивлять и удивляться. Ну как не удивляться альянсу ЛДПР и КПРФ в начавшейся избирательной кампании? Особенно если прочесть некоторые фамилии в этих партийных списках и предаться воспоминаниям. А ведь именно такой альянс, похоже, созрел. И не в Рязани, а в Москве. Кандидатов из списка ЛДПР регистрировали в облизбиркоме в два приема. И что интересно. Оба раза имели законные основания: сначала для того, чтобы не регистрировать отдельные персоналии списка, а потом для того, чтобы их зарегистрировать. Что еще бросается в глаза при чтении представленных партиями для регистрации списков. Значительно обновлен список только двух партий. И вы догадываетесь, каких. «Справедливой России» и «Единой России». От них именно этого ждали те, кто заинтересованно следит за процессом. Списки остальных партий, может, даже прекрасны и удивительны, но не новыми именами, а новыми сочетаниями имен. Но ведь для иных партии уже давно стали лишь инструментом вхождения во власть, а не политической платформой. Выборы покажут, насколько эффективны эти инструменты.