В нынешнем году в рязанскую школу №16 приходит особенно много гостей, желающих познакомиться со школьным музеем космонавтики имени К.Э. Циолковского. Музею в будущем году исполнится 30 лет.
Как все школьные музеи, он возник на почве постоянного педагогического поиска – на каких положительных примерах воспитывать учеников? Тогда космонавтику в нашей стране всенародно уважали, космонавты считались настоящими героями, а человек, предугадавший полеты в космос и сказавший однажды: «Корни-то мои в рязанской земле», утвердился в сознании рязанцев как земляк. Этот человек и стал путеводной звездой для учеников четвертого класса, вступивших на стезю краеведов под руководством учителей-супругов Шурчковых (будущий основатель музея, участник наблюдений в Рязани первых искусственных спутников Земли, Виктор Кузьмич был на первых порах всего лишь в качестве помощника жены и классного руководителя Тамары Васильевны).
Детям нравилось слушать рассказы о детстве маленького Кости Циолковского на рязанской земле, собирать книжки о нем, проводить «космические» пионерские сборы. Может быть, дело и ограничилось бы только этим. Но однажды учителя и ученики приехали на родину своего героя – в спасское село Ижевское – и встретились с москвичами – энтузиастами увековечения памяти великого ученого. Они-то и предложили: поскольку в Рязани нет ни одного мемориального уголка, связанного с именем Циолковского, хорошо бы открыть посвященный ему школьный музей. Дали адреса интересных и полезных людей, в их числе – сотрудников Федерации космонавтики, где была секция, опекавшая школьные музеи космонавтики. В общем, юные рязанцы и их наставники получили все карты в руки. И этим воспользовались…
Прошло не так уж много времени, и 18 сентября 1982 года, в день 125-летия К.Э. Циолковского, в день открытия памятника ему в Рязани, открылся и школьный музей. Его экспонатами под первым номером стали материалы об одном из пионеров космонавтики, заслуженном деятеле науки РСФСР Арии Абрамовиче Штернфельде. Получили их, можно сказать, из первых рук, от жены ученого Эльзы Наумовны (сам ученый к тому времени уже умер). А посодействовал в этом тоже очень интересный человек, друг школьных музеев и сподвижник С.П. Королева в 30-е годы Евгений Маркович Матысик.
Восьмидесятые годы были для музея очень плодотворные. Выросли и закончили школу первые активисты музея, на смену им пришли другие.
– Сколько же мы в те годы поездили с ребятами! – вспоминает сегодня В.К. Шурчков. – Посетили почти все места, связанные с Циолковским и Гагариным. Помню встречу с матерью первого космонавта – Анной Тимофеевной, случилось это незадолго до ее смерти. Ребята спели ей в подарок написанную нашей учительницей музыки песню. Встречались мы с космонавтами, были в Звездном городке, Центре управления полетами.
С тех пор ребята из 16-й школы стали постоянно участвовать в организуемых Федерацией космонавтики конкурсах для школьников «Космос» и около десятка раз оказывались его лауреатами и дипломантами. Старались они представить доклады и на всесоюзные и всероссийские конференции школьных музеев космонавтики.
Одну из таких конференций, 7-ю по счету, по инициативе рязанцев решили проводить на базе 16-й школы. Это была большая честь для нее и музея, но времена стояли трудные (шел 1992 год), и денег на воспитательную работу, значение которой резко упало, не хватало. Однако областное управление образования сделало все возможное, чтобы не разочаровать инициативных людей, и вскоре они уже принимали гостей. Собралось около двухсот делегатов, приехавших еще по привычке с разных концов недавно большой и дружной страны.
Музей космонавтики сохранил себя и в новой России, еще более расширив круг знакомств и краеведческих исследований. Одно из его славных деяний нового времени – «открытие» талантливого конструктора ракет и нашего земляка Владимира Федоровича Уткина. Его бюст уже давно стоял на улице Циолковского, но из-за закрытости космической отрасли мало кто знал, чем прославился этот дважды Герой. Активисты и руководители музея (это дело как бы по наследству приняла на себя и дочь Виктора Кузьмича, также учитель физики Т.В. Михайлова) наладили связь с засекреченным земляком и поспособствовали тому, чтобы Владимир Федорович стал своим человеком в нашем городе и области. Он приезжал в школу, приводил с собой американского астронавта Т.Стаффорда, а для школьного музея поручил специально изготовить модель искусственного спутника Земли «Космос-1500» – того самого, что вывел из льдов Арктики караван судов, ведомых ледоколом «Сомов». Это теперь главный экспонат музея.
Открытием музея недавних дней можно считать ветеранов-офицеров Байконура, служивших на космодроме в первые десятилетия развития космической эры. Их воспоминания хранятся в фондах музея. Трое из них – О.Д. Кузьмин, А.В. Клочков и Б.И. Забоев – принимали участие в торжестве, состоявшемся 12 апреля этого года в стенах музея. Здесь были подведены итоги «космической» школьной олимпиады, и многие ребята получили из рук ветеранов-байконуровцев награды. С наградами вернулись накануне из Калуги, с ХII Всероссийской конференции актива музеев космонавтики, восьмиклассники 16-й школы Александр Каштанов, Никита Кузьмин, Иван Панферов и Владимир Григорьев.
На 29-м году жизни музей космонавтики имени К.Э. Циолковского продолжает жить активной интересной жизнью. За год через него проходит около трех тысяч ребят. И хотя байконуровцы любовно назвали его «наша космическая гавань», детям он, несомненно, дает хороший жизненный старт.