С приближением тепла в Рязанской области активизирована работа по ликвидации последствий лесных пожаров 2010 года. Региональное министерство лесного хозяйства приступило к реализации комплексной программы, нацеленной на решение двух принципиальных задач – восстановление лесов и их противопожарное обустройство. Последний пункт – очень важный, поскольку речь идет фактически о профилактике опасных ситуаций, под которой подразумевается постоянный мониторинг ситуации, а также оперативное реагирование на каждую внештатную ситуацию.
точка зрения
Александр Подольский,
директор лесопромышленной компании
– Летом минувшего года огнем уничтожено восемь процентов арендуемых нами лесных площадей. За осень и зиму мы разработали свыше двух тысяч гектаров. На этих территориях мы выпилили погибшие деревья. Сейчас проводится подготовка разработанных и очищенных горельников к посадке. Там, где будет посажена сосна, проводим пашку, а там, где будет проивопожарный разрыв, сажаем березки. За период посадки планируем посадить свыше двух миллионов саженцев. Часть посадочного материала закупили в Твери
(они подходят по районированию), а часть используем из своих питомников, которые удалось сохранить.
Сырорастущий лес мы не трогаем, обгоревший – сдаем как деловую древесину. Конечно, цена у такой древесины невысокая, но пока такой лес деревообрабатывающие предприятия принимают. О прибыли в такой ситуации и речи нет.
Те площади, которые нам разработать не под силу, мы будем сдавать обратно государству, потому что убирать их надо срочно.
Евгений Субботин,
заместитель директора Рязанского свободного лицея:
– Мы включились в работу по посадке леса недавно. Порядка тридцати наших учеников, педагоги с детьми сажают березки, дубки, сосны. Как педагог, я считаю, что это очень важно.
Не секрет, что больше 90 процентов возникающих в лесу пожаров происходят по вине человека.
Сохранение леса и его преумножение надо начинать с обучения бережно к нему относиться. Надо привлекать ребят к практической деятельности.Если ты сам посадил дерево, то потом будешь относиться к лесу бережно.
Евгений Рыбаков,
председатель Рязанского экологического альянса:
– Я думаю, что леса необходимо возвращать государству. Уроки проводить в школе, учить, как беречь лес с практическими занятиями на тему «Посади свое дерево». Одним годом не обойтись. Недавно мы провели открытый урок в одной из школ, объясняли девчонкам и мальчишкам, как можно самому вырастить сосну. Дети все понимают, и главное, готовы помогать!
Однако на данном этапе работ большую тревогу вызывает все-таки проблема физического восстановления лесного массива. Специалисты в один голос обозначают сложности с недостатком посевного материала, саженцев, нехваткой рабочих рук. И вина здесь не в чьих-то недоработках, а в масштабности произошедшей в прошлом году трагедии.
Реализация комплексной программы на территории области во многом становится возможной благодаря дополнительной финансовой поддержке со стороны федерального центра. Деньги в размере почти 4 млрд. рублей были выделены российским регионам по распоряжению Председателя Правительства РФ Владимира Путина после его визита 11 марта в Рязань.
Приятно осознавать, что решение о выделении денег было принято во многом благодаря разговору, состоявшемуся между премьер-министром Владимиром Путиным и губернатором Олегом Ковалевым. Глава региона обратился с просьбой к Владимиру Владимировичу рассмотреть возможность оказания помощи российским регионам, пострадавшим от пожаров, откровенно обозначив существующие проблемы с лесовосстановлением. Олег Иванович подчеркнул: сами регионы самостоятельно не смогут решить эту задачу.
Владимир Путин задал встречный вопрос: «Сколько нужно? Миллиарда хватит?» В ответ Олег Ковалев обозначил сумму в два раза большую. А в итоге, при поддержке премьер-министра сумма помощи российским регионам выросла до 4 миллиардов рублей.
Часть из этих средств уже перечислена Рязанской области, и теперь ими фактически обеспечена региональная комплексная программа по восстановлению лесов. В документе, в частности, речь идет о строительстве дорог противопожарного назначения, мостов через лесные речки, создании минерализованных полос, приобретении пожаро-химических станций и дополнительной пожарной и инженерной техники для ГУ РО «Пожлес», усилении контроля пожарной обстановки, улучшении работы системы связи с лесничествами.
О том, как будет вестись работа, как будут расставлены приоритеты в процессе реализации программы, «Рязанские ведомости» спросили министра лесного хозяйства Андрея Жилина.
Р.В. – Какова главная задача, которая сейчас решается в рамках комплексной программы по восстановлению лесов?
А.Ж. – Расчистка горельников и посадка саженцев. Расчистку нужно вести выборочно, потому что на территориях, пройденных огнем, могут остаться и жизнеспособные деревья. Будем их выявлять и сохранять. Лесопатологическим обследованием займутся специалисты ФГУ «Центр защиты леса по Рязанской области» и Нижегородского центра НИИ лесной химии, а также наши лесничества. Это очень объемная и дорогостоящая работа. Она ведется на площади около 70 тысяч гектаров. Эксперты оценивают общую площадь уцелевших насаждений примерно в 8 тысяч гектаров.
Одновременно расчистка горельников ведется силами арендаторов: они отработали уже почти 5 тысяч гектаров. Параллельно идет очистка территорий, лесных дорог от захламленности и прокладка противопожарных просек. За три года планируется расчистить 75 тысяч гектаров.
Р.В. – Хватит ли сил и средств для такой работы? Что есть в резерве?
А.Ж. – Дополнительные рабочие руки и техника лишними не будут. Мы рассчитываем на помощь общественных организаций и волонтеров.
Сегодня в лесах работают 1200 человек, задействовано более 300 единиц техники. Подключены сторонние организации, которые занимаются разборкой упавших деревьев и вырубкой сгоревшей древесины. Вся сгоревшая территория должна быть убрана, площади подготовлены к посадке.
Сложность представляет расчистка выволов в труднодоступных местах, таких, например, как торфяники. Мы обратились за помощью в Рослесхоз о приобретении специальной болотоходной техники. Многолетний опыт подсказывает, что на заболоченных почвах лесовосстановление будет малоэффективным. Здесь надо создать возможности для естественного восстановления леса. При посадке хвойных деревьев нужно предусмотреть барьеры из лиственных насаждений, которые создают дополнительную влажность и горят хуже хвойников.
Р.В. – Регионов, переживших лесные пожары, много, все заняты лесовосстановлением. Возник острый дефицит с посадочным материалом. Как быть в такой ситуации?
Пока материал готовился в номер, Андрей Жилин был утвержден распоряжением губернатора в должности министра лесного хозяйства Рязанской области.
А.Ж. – Посадочным материалом обеспечим всех. В этом году мы надеемся получить 500 миллионов рублей в качестве дотаций, аналогичную сумму – в следующем году. Министерство договорилось о закупке районированных саженцев. Помимо этого, Рослесхоз выделяет нам 500 кг высококачественных семян. Кроме того, региональное Правительство планирует создать на территории Рязанской области базовый питомник.
Но у нас нет волшебной палочки, чтобы решить все проблемы одним взмахом. Нельзя сбрасывать со счетов, что была чрезвычайная ситуация. Вы только задумайтесь: мы потеряли 17 миллионов кубометров лесонасаждений!
Р.В. – В Рязанской области 90 процентов лесных угодий находятся в аренде. Заниматься заготовкой неликвидной древесины арендаторам невыгодно. Не получится ли так, что предприниматели откажутся от взятых на себя обязательств?
А.Ж. – Работа с арендаторами будет поставлена жестко. Либо они работают так, как это требуется, либо с ними будем расставаться. И мы прибегнем к таким мерам, если обязательства с их стороны не будут исполняться.
Однако у специалистов нашего министерства есть здравое понимание того, что только своими силами арендаторам не справиться. Им просто не хватит ресурсов, прежде всего людских. Своими силами они смогут убрать до двух тысяч кубометров горельника. А надо за три года сделать в шесть раз больше!
Поэтому мы планируем вплотную работать с арендаторами и по возможности оказывать им поддержку. По результатам квартальной расчистки и уборки станем выплачивать компенсацию. Эти средства арендатор может направить на приобретение техники или посадочного материала. Будут выделяться дотации на заготовку неликвидной древесины.
Но, повторюсь, сегодня у регионального Правительства появились рычаги влияния: после прошлого года внесены поправки в Лесной кодекс, изменен порядок пожаротушения и распределения зон ответственности.
Так что вольницы не будет!
Василий Николаев