20:31 МСК
Вторник
06 / 12 / 2022
2614

"Спящая красавица" покорила рязанскую публику

"Имперский русский балет" недавно побывал на гастролях в Рязани
Автор фото: Лада Петрова |
Фото автора.

Один из основателей, художественный руководитель – Гедиминас Таранда, имя которого хорошо известно не только в нашей стране, но и за рубежом, выбрал время для общения с журналистами рязанских СМИ.

Строки для знакомства: Гедиминас Таранда (директор и художественный руководитель коллектива) – выпускник Московской академии хореографии. По распределению попал в Большой театр, дебютировал в спектакле «Дон Кихот». Юрий Григорович специально для Таранды поставил спектакли «Раймонда» и «Золотой век».

Дипломант Всероссийского конкурса артистов балета (1978 год), Всесоюзного конкурса артистов балета и балетмейстеров (1980 г.), Всесоюзного конкурса артистов балета и балетмейстеров – премия за лучшее исполнение хореографических номеров (1984 г.).

Удостоен звания «Человек года» и Знака почета «Серебряный Крест» в области «Религии, культуры, науки», солист Большого театра с 1980 по 1994 год.

В 1984 году впервые оказался на гастролях за рубежом – в Мексике. После этого четыре года был невыездным. В 1993 году был уволен из Большого театра. В 1994-м создал «Имперский русский балет».

Название коллектива – это дань признательности как ушедшим «императорам» сцены – великим основателям немеркнущей славы русского балета, так и императорской фамилии, внесшей огромный исторический вклад в отечественную культуру, в том числе, в создание Большого и Мариинского театров. В труппе 40 человек, в репертуаре театра 15 балетов.

По мнению маэстро, империя русского искусства существует во всем мире. Дело в том, что «наши артисты оказали на мировую культуру громадное влияние, и мы объединяем в нашем балете все школы постсоветского пространства, потому что все их смело можно отнести к русской школе балета. Это – без имперских амбиций». Тем не менее...

– Каждый раз в Испании, где проживают члены императорской семьи, мы встречаемся с ними, – поведал художественный руководитель коллектива.

Балет «Спящая красавица» создан в 1889 году великим русским композитором П.И.Чайковским по сказке Шарля Перро. Либретто написал И.А. Всеволжский – директор Императорских театров (хореография Мариуса Петипа). Премьера балета состоялась 3 января 1890 г. на сцене Мариинского театра в Санкт-Петербурге. Интересно, коснулись ли его метаморфозы времени?

По словам Гедиминаса, за 120 лет изменилось многое. Чтобы спектакль воссоздать полностью, требуются около 5 миллионов евро. Таких средств пока нет. Во времена первых постановок «Спящей красавицы» декорации были позолоченными, посеребренными, и все костюмы были приближены к настоящим костюмированным балам. «Например, в оформлении спектакля была сцена, в которой фея Сирени приглашает в лодку принца, и они плывут по разным странам. Чтобы показать эту сцену, была особая декорация, представляющая собой широкое полотно с панорамой различных видов, расписанное лучшими художниками России, длиной более ста метров, закрепленное на двух вращающихся конструкциях», – объяснил Гедиминас и добавил, что для зрителя балет «Спящая красавица» – откровение». Со словами маэстро трудно не согласиться. Невозможно было оторвать глаз от действа на сцене и не восхищаться красотой каждого танца.

Примечательно, что балет «Спящая красавица» был включен в репертуар коллектива в числе первых наряду с другими балетами Чайковского – «Щелкунчик» и «Лебединое озеро». По мнению Гедиминаса, эти произведения – олицетворение истинных русских традиций в балете. «Петипа «купался в музыке», предоставленной Чайковским для постановки»,– сказал художественный руководитель «Имперского русского балета». – Вы только подумайте! Петр Ильич написал музыку к балету всего за сорок дней! Это более четырех часов музыки! Сейчас мы показываем только 2,5 часа...

Несмотря на мороз (в этот вечер столбик термометра показывал –27 градусов) и прохладу в помещении, в зале ГКО «Рязаньконцерт» был полный аншлаг. Публика не разошлась и после антракта. Поменять встречу с ожившей сказкой на сидение у телеэкрана желающих не оказалось.

Почти весь спектакль я провела за кулисами. Наблюдала, как идут приготовления к выступлению, раскатывается специальный линолеум, устанавливаются декорации. Характерно, что на сцене было намного теплей, чем в зале. Оказывается, для обогрева танцевальной площадки используется специальная тепловая пушка, а потому артисты не мерзнут. К тому же, умудренные жизненным опытом и рекомендациями докторов, после каждого отработанного отрывка спектакля балерины накидывали на плечи спортивные куртки, натягивали шерстяные гетры, а когда требовалось, снова в костюмах выходили на сцену и становились феями или другими сказочными героями. А зрители, и в первую очередь дети, которых в зале было немало, затаив дыхание, сопереживали Авроре и принцу и очень радовались счастливому концу сказки...

По словам Гедиминаса, он во время каждого спектакля находится в зале, рядом со звукорежиссером. Не изменил маэстро своим правилам и в этот день. Он наблюдал за сценой и делал какие-то свои отметки, чтобы потом при «разборе полетов» отметить все плюсы и минусы выступления...

Что касается планов на перспективу, то, несмотря на многочисленные приглашения, Гедиминас Таранда их отложил, потому что едет в Ванкувер вместе с Валерием Сюткиным и Юрием Бутманом устраивать каждый день праздник для наших спортсменов.

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 15 (3566) от 29 января 2010 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
Статья для «белых воротничков»
Мало кто из граждан с восторгом воспринимает налоговое бремя. Тем не менее, подавляющее большинство исправно расплачивается с государством. Алгоритм простой: без налоговых поступлений ...
Ирина Челиканова
Особенности национального потребления: зимний период
Зимой потребитель сталкивается с рядом проблем, характерных именно для этого времени года. К примеру, только зимой мы можем столкнуться с такой бедой, как солью испорченными сапогами. ...
Александра Невская
Читайте в этом номере: