Описывать концерт музыканта, которого уже называют гением, не берусь. Но даже одно то, что он решил исполнить в концерте не популярную классику, а такого сложного композитора, как Прокофьев, говорит о многом. Прежде всего – о высочайшем уровне исполнителя, а также о растущем культурном уровне рязанской публики, которая весьма эмоционально реагировала на выступление музыканта. И еще долго не хотела отпускать его из зала.
Нам, журналистам, повезло – мы смогли не только послушать незаурядного музыканта, но и пообщаться с ним перед концертом. Фрагменты беседы мы предлагаем вниманию читателей газеты.
Я вполне обычный человек
Картошку я, конечно, не чищу. У меня нет времени даже на долгий сон, потому что играю 160 концертов в сезон. Конечно, я могу вбить гвоздь, вообще, многое могу сделать – я вполне обычный человек и очень давно разрушил стереотип такого классического музыканта, который отстранен от мира. И не только я, но и замечательный пианист Николай Петров, который и рубанком владеет, и с молотком управится. Я вам честно скажу, в детстве был страстным фанатом футбола и хоккея, сам играл и даже ломал правую руку три раза. Это был шок для моих родителей. Но я в ту пору об этом не думал. И пока лечил свою поломанную руку, выучил концерт Равеля. Но зато не писал контрольные по математике и другим предметам. И это был настоящий праздник.
Коллеги
Мне посчастливилось встретиться с выдающимися музыкантами современности. Если говорить о дирижерах, то это Гергиев, Темирканов, Спиваков, Башмет. А еще – и Аббадо, и Зубин Мета, и Марис Янсонс, и многие другие. Если бы мне сказали про этот список лет пятнадцать назад, то я бы просто не поверил. Каждый из них дал мне очень много. Это выдающиеся дирижеры, мои старшие друзья, коллеги, наставники.
Что касается камерной музыки, есть очень много планов сыграть с нашими выдающимися инструменталистами. Так, мы со Спиваковым сыграли потрясающий концерт в Большом зале Московской консерватории, где исполняли Брамса.
Публика
Я обожаю нашу публику, обожаю наши города, я воспитан русской публикой, она мне очень много дала. Знаете, это как некая своеобразная подзарядка. У меня много фестивалей в нашей стране. Это ежегодный волжский тур, который состоится в июне, фестивали «Крещендо», «Звезды на Байкале» в Иркутске, новый фестиваль в Перми и другие. Вы знаете, эти проекты не просто так появились, идеи о фестивалях родились после того, как я побывал с концертами в вышеперечисленных городах десять, пятнадцать, а то и двадцать раз. Поэтому это долгоиграющая история. Можно сказать, виртуальный роман с той или иной публикой. И все мои инициативы – сделать тот или иной фестиваль – идут исключительно от зрителя. Для меня это очень важно, потому что на концертах представлено молодое поколение нашей исполнительской школы. Об этом я говорил в прошлом году на присуждении Государственной премии. У нас действительно замечательная команда выдающихся исполнителей, которые продолжают традиции нашей уникальной исполнительской и педагогической школы. Я очень бы хотел как можно больше играть в России, но, увы, у нас мало хороших залов и инструментов. Слава Богу, ситуация с каждым годом улучшается.
Рязань
Я очень люблю ваш город. Ежегодные приезды сюда стали для меня традицией, хорошей приметой: ближе к весне обожаю здесь бывать, играть с вашим оркестром, который с каждым годом становится все лучше и лучше. На сегодняшней репетиции вспомнил свой первый приезд в Рязань и порадовался, какой грандиозный прогресс был сделан вашими дирижерами. Мне кажется, что ваш город очень вырос в культурном отношении, знаю, кто сюда приезжает, вашу концертную афишу, вижу огромный интерес публики, а ее не обманешь. Она стала ходить на классическую музыку даже лучше, чем на эстраду. И это, поверьте, не только в Рязани. Наконец-то что-то произошло, публика уже наелась тем, чем ее кормили на центральных каналах. Приятно, что к этому приложили свою руку многие выдающиеся музыканты, которые приезжают к вам в Рязань.
Футбол
Во время концерта о «Спартаке», конечно, не думаю. Хотя последние несколько недель очень часто возникают мысли о моей любимой команде. Я много раз говорил: болельщик проявляется не столько во времена триумфа своей команды, сколько в кризис. Поэтому болельщики «Спартака» должны сплотиться. Даже во время игры легендарного Андрея Тихонова, а это был некий знак, на стадионе присутствовало только 15 тысяч зрителей. Где же наша гвардия спартаковская? Это очень обидно. Но я все равно верю в команду, хотя уже больше десяти лет «Спартак» не выигрывал чемпионат России. Без веры ничего не происходит, я же всегда уверен, что все будет хорошо.
Полную версию интервью читайте в печатном выпуске областной газеты "Рязанские ведомости"