Весь этот год в Шиловском районе проходит под знаком Николая Гумилева. В мае здесь состоится большая научно-практическая конференция «Гумилев и рязанский край». Своеобразным прологом к ней послужили торжества, посвященные 125-летию великого русского поэта, чьи родовые корни – в селе Желудево Шиловского района.
Многочисленные гости из Москвы, Рязани, других городов вначале поехали в село Желудево, на родину отца поэта, где была отслужена поминальная служба. Они также возложили цветы на место, где были могилы предков Гумилева.
В этот же день открылась выставка в Шиловском краеведческом музее. Во Дворце культуры состоялось торжественное заседание и небольшой концерт, после которых открылась литературная гостиная с участием московских, рязанских, шиловских поэтов, в том числе первого лауреата Гумилевской литературной премии – московского поэта Анатолия Парпары.
Конечно, литературный праздник не мог бы состояться без большой поддержки главы Шиловского района Василия Фомина. Он прямо-таки «загорелся» идеей провести на Шиловской земле Год великого поэта, который начался даже не в этом году, а в 2010-м, когда в райцентре открыли памятник Гумилеву.
Литературоведы поселка Шилова
А авторами идеи (при слове «проект» они морщатся) Года Гумилева являются два человека – Андрей Гаврилов и Александр Гаврилов. О них несколько слов сказать просто необходимо. Андрей Николаевич и Александр Петрович – личности весьма известные не только в нашей области, но и далеко за ее пределами.
С 1967 года начал собирать этнографические и археологические материалы Андрей Николаевич Гаврилов. Его статьи об истории рязанских сел, об археологических изысканиях давно публикуются в региональной печати, в сборниках Российской Академии наук.
Во многом благодаря стараниям Гаврилова в районном центре появился свой собственный краеведческий музей. Казалось бы, можно почивать на лаврах, но Андрей Николаевич задумал и осуществил новый проект – этнокультурный центр «Заряна» – первый в области. Он работает по многим направлениям. А главная его цель – возродить и сохранить народные традиции, связать прошлое с настоящим, приобщить молодое поколение к фольклору и традициям своих предков.
Тот, кто хоть раз побывает в этноцентре «Заряна», уже никогда не забудет этот удивительный музей – даже не музей, скорее некий «воображариум доктора Гаврилова», – мир загадочный и таинственный, как древняя славянская мифология.
А свое детище – краеведческий музей – Андрей Николаевич передал в руки племянника Александра Петровича Гаврилова. При нем здание музея было полностью реконструировано. Здесь появилась экспозиция «История шиловского края с древнейших времен», различные тематические выставки, в том числе «Колыбель рода Гумилевых».
У Андрея Николаевича Гаврилова есть замечательный девиз: «шиловская земля – это земля отцов». С него мы и начали нашу беседу, рассматривая новую уникальную выставку, которая открылась в музее 15 апреля, в день рождения великого поэта.
Андрей Гаврилов на наш вопрос, почему на шиловской земле решили так полнокровно отпраздновать 125-летие Гумилева, ответил так: «На Руси издревле почитали родиной не то место, где человек родился, а ту землю, в которой были погребены его деды и прадеды, ту землю, которая дала ему дух, лицо и фамилию. Именно такая связь Николая Степановича и нашей земли».
Земля отцов
По словам Андрея Гаврилова, все дело в том, что на Рязанской земле, в шиловской деревне Желудево, родился отец поэта – Степан Яковлевич Гумилев. Его предки почти на протяжении ста лет окормляли Желудево. Это были священники, дьяконы. Поэтому шиловская земля является прародиной Гумилевых, так же, как прародиной Срезневского – его отец тоже здесь родился. Или для Алексея Николаевича Оленина – здесь тоже родился его отец. И поскольку в этом году отмечается 125-летие Николая Степановича Гумилева, появилась идея организовать в честь великого поэта большой литературный и краеведческий праздник.
Немаловажное значение имеет и то, что Шиловский район – поэтический. Здесь очень хорошо представлены, начиная с XX века, самодеятельные поэты, работает литературное объединение «Родники».
Непосредственно в юбилейный год произошел акт дарения музею известного московского коллекционера, гумилеведа Андрея Кирилловича Станюковича. В 1991 году вышла книга воспоминаний о Гумилеве. Он был ее соавтором. И вот те материалы, которые Станюкевич собирал к этой книге, он подарил шиловскому краеведческому музею. На основе этой коллекции и была сделана выставка «Наш Гумилев». Собственно говоря, вся выставка зиждется на основе собрания Андрея Кирилловича Станюковича. Хотя, конечно, много и своих материалов.
– Основная идея, – говорит Александр Гаврилов, – проследить два аспекта: «Гумилев и рязанский край» и раскрыть поэта как личность. Жизненно важно рассказать людям об этом большом поэте, которого называли «рыцарем Серебряного века».
Гумилев-воин, Георгиевский кавалер, Гумилев-путешественник, покоривший Африку, Гумилев-мистик, много занимавшийся богоисканием и в конце-концов нашедший Бога. Он написал перед расстрелом на стенах своей камеры «Господи, прости мои прегрешения, иду в последний путь».
Шпага в окружении книг
Экспозиция начинается с рассказа о семье поэта, о его предках, с записей о священниках Желудевской церкви из рода Гумилевых. Благодаря стараниями главы района Василия Фомина приобретена подлинная литография 1908 года с изображением Гумилева.
Рассказ о детских годах поэта напрямую связан с Рязанью, с имением Березки, где он, по свидетельству своей сводной сестры Александры, часто убегал из дома: шатался по лесам, рыл пещеры и предавался там размышлениям. Романтичный юноша смог, в отличие от многих, осуществить свои мечты. Вспомним его африканские путешествия.
Отдельный раздел выставки посвящен службе поэта в армии.
– Мне часто приходится слышать ужасные слова, что Гумилев несмотря на то, что был поэтом, зачем-то пошел в армию. Он пошел туда не вопреки обстоятельствам, он просто не мог, будучи освобожденным от армии, не пойти на фронт, – говорит Александр Гаврилов.
В экспозиции есть очень интересный, подлинный экспонат. Его история таинственна и туманна. Это шпага Максима Чичагова, командира Гумилева, которому он посвятил стихотворение «Война». Шпага была найдена на территории района, как она здесь оказалась, неизвестно. Но факт остается фактом.
Журналы «Нева», «Биржевые ведомости», книги поэта составили литературную часть выставки. В том числе затронута тема дуэли Гумилева с Волошиным. Это была последняя дуэль русской поэзии. Очень важный момент в постижении характера Николая Степановича: когда все бежали из Советской России, он, напротив, стремился из Лондона в самое пекло событий. Красный террор перемолол в своих жерновах человека, который считал, что государством должны управлять не кухарки, а поэты.
В экспозиции есть уникальный номер газеты «На литературном посту» 1927 года, в котором опубликована разгромная передовица, где Гумилева, уже мертвого, обвиняют в пропаганде фашистских идей, в милитаризме и т.д. и т.п.
– До этой находки, – отмечает Александр Гаврилов, – первым гвоздем в крышку литературного гроба Гумилева считалась книга Александра Волкова «Про поэзию русского империализма», где очень четко, чеканными фразами разбираются стихи поэта. И не только Гумилева, но и, например, Есенина.
Но Гумилева продолжают издавать. Не в России, а вначале в Германии, затем во Франции и США. До своей родины стихи рыцаря Серебряного века доходили в машинописном виде, на тоненькой бумаге. Официальная критика до перестройки называла поэта не иначе, как пиита войны, жестокости и своеволия. И только в 1986 году, благодаря Павлу Лукницкому, Андрею Станюковичу и другим, творчество Гумилева вернулось на родину.
Первые, этапные, публикации появились в «Огоньке», который публикует серию статей о Гумилеве. Эти номера тоже есть в экспозиции выставки, как и новые издания, посвященные жизни и творчеству «рыцаря Серебряного века».
Загадки и мифы о поэте
«Последний из конкистадоров, – писал о нем Юлий Айхенвальд, – поэт-ратник. Он очень своеобразен, необычен, богат «неожиданностями», и сады его души всегда узорны, – так говорил он сам о своей действительно узорной и живописной душе». Создатель акмеизма, направления, в которое входили гениальные Мандельштам и Ахматова, переводчик, литературный критик, путешественник, кадровый офицер… А ведь мы многое еще не знаем о Николае Степановиче. Например, критик Олег Лекманов считает, что миф человека, побеждающего во что бы то ни стало (изложенный Ницше в «Так говорил Заратустра»), Гумилев сделал своей жизнью, а своими стихами проиллюстрировал.
Загадки и мифы, реальные факты и вычурные фантазии о Гумилеве будут рассматриваться в Шилове в мае на научно-практической конференции.
– В настоящий момент думаем над тем, как придать ей необходимый масштаб, – говорит Александр Гаврилов. – Согласие принять в ней участие высказали сотрудники музея Анны Ахматовой, дома-квартиры Льва Гумилева, ряд московских исследователей-гумилеведов, в том числе Евгений Степанов – автор книги «Поэт на войне» и целого ряда статей о поэтах Серебряного века. Задача нашей конференции – не столько открыть новое в гумилеведении, сколько раскрыть личность поэта для всех желающих.