Участившиеся столкновения между приезжими наводят на мысль о том, что миграционные процессы в стране еще недостаточно отрегулированы, и нужно думать как об улучшении условий труда, так и о повышении правовой грамотности мигрантов.
Дискуссии, впрочем, идут давно. Как раз сейчас обсуждается в обществе концепция государственной миграционной политики. С удивлением узнал, что на днях федеральная миграционная служба в лице ее директора Константина Ромодановского высказалась за отмену квот на трудовых мигрантов. Конечно, такое решение кардинально меняет ситуацию с нелегалами – их попросту не будет, и у ведомства поубавится забот с их отловом и выдворением на родину. Но не эту причину ФМС озвучило при принятии своего решения. Ставится задача облегчить трудоустройство иностранных специалистов, избежать бюрократической волокиты и, чего греха таить, злоупотреблений со стороны отечественных работодателей, превращающихся в работорговцев. Не секрет, что квоты становятся объектом купли-продажи среди тех участников рынка, которые успели их оформить в срок, и тех, которые этого не сделали.
Противники квот ссылаются на зарубежный опыт. С 1 мая в Германии сняты ограничения на въезд трудовых мигрантов из стран, недавно вступивших в ЕС. Но Россия не может идти сейчас путем Германии по той причине, что ситуация на рынках труда абсолютно разная. Там жесткая конкуренция, избыток кадров различной квалификации, у нас же – нехватка рабочей силы во многих отраслях. Вроде бы – как раз то, что нужно для полного открытия границ. Пусть нехватка восполняется приезжими работниками. Но в том-то все и дело, что мы столкнемся с притоком некачественной рабочей силы. И этими бесправными людьми будут манипулировать так же, как сегодня, когда каждый иностранный работник должен быть подсчитан. Стоимость труда, скорее всего, снизится в таких отраслях, как сельское хозяйство, строительство, перерабатывающая промышленность, а качество продукции упадет, она станет менее конкурентоспособной. При этом заработки гастарбайтеров не создадут мультипликативного эффекта для роста ВВП. Они предпочитают отправлять деньги на родину, к семьям. В прошлом году трудовые мигранты перевели из России 18,6 млрд.долларов, по объему – это четвертое место среди стран мира, согласно докладу Всемирного банка.
Прежде чем открыть границы для мигрантов, в Германии хорошо подготовились. Там собираются ввести во всех сферах минимальные фиксированные зарплаты и проводить регулярные проверки в тех секторах занятости, где трудится больше всего приезжих. Хочешь не хочешь, придется профессионально соответствовать хотя бы нижней границе заработка. В Европе она несопоставимо выше, чем в России.
Будут ли защищены мигранты у нас? Очень в этом сомневаюсь. Без скандала не смогли обойтись даже на острове Русский – стройке всероссийского значения. Турецким рабочим (а это «белая кость» по сравнению с таджиками или узбеками) обещали платить на строительстве объектов к саммиту АТЭС четыре тысячи долларов в месяц, а дали в десять раз меньше и обратный билет домой. Турки забастовали. На какой же имидж мы рассчитываем среди квалифицированных соискателей работы из-за рубежа?
Не получится ли так, что в страны ЕС поедут программисты, технологи, инженеры, а к нам – разнорабочие с плохим знанием русского? Импорта знаний и технологий не произойдет, а вот деградация рынка труда нам будет обеспечена. По-моему, сначала надо навести порядок у себя дома, а уж потом приглашать гостей. Глядишь – и себя уважать больше станем.