Меня удивляет, почему одна и та же сеть быстрого питания по-разному работает, скажем, в аэропорту Мюнхена и где-нибудь в центре Москвы. В аэропорту проворные латиноамериканки за считанные минуты снабжают покупателей горячими гамбургерами, словно видят в обслуживании клиентов смысл своей жизни. У нас продавщица Катя начинает звать Машу и что-то долго у нее уточнять или обслуживает с видом морального превосходства над клиентом. Все посетители в этот момент должны, наверное, чувствовать свою вину за то, что девушка оказалась не на подиуме, а за прилавком бистро. Обязанность подать бутерброд почему-то принижает ее в собственных глазах.
Какое-то странное у нас чувство собственного достоинства. Обслужить красиво или уступить дорогу на узком тротуаре другому пешеходу мы не можем – он ведь ничем не лучше нас, пусть ждет своей очереди, а прямо и честно отстаивать свою позицию, когда того требуют обстоятельства, мы не хотим, у нас на этот случай куча отговорок.
В африканских странах не все в порядке с уважением прав человека, но в плане сервиса арабы молодцы. Расшибутся в лепешку (хоть и не бесплатно – за бакшиш), чтобы турист остался доволен. В том же Египте мое ожидание всяческих курортных и экскурсионных благ никогда не длилось дольше пяти минут. Вся курортная индустрия здесь построена с учетом того, как будет психологически воспринимать время отдыхающий. Есть много разных технологий это время убыстрять или замедлять – в зависимости от обстоятельств отдыха. В Лос-Анджелесе, знаменитом Голливуде, куда приезжают толпы туристов и действительно приходится подолгу ждать своей очереди на аттракцион, придумана масса приспособлений, скрашивающих утомительное ожидание. Например, особой формы турникеты, которые меняют траекторию очереди и делают ее прохождение менее однообразным. А откуда-то сверху мельчайшими каплями распыляется вода, окутывая прохладным туманом, что очень приятно при жарком калифорнийском солнце. В Харбине я стоял в очереди только два раза – на таможенном терминале при пересечении китайской границы. Электронные ключи от гостиничных номеров нам принесли в конвертах прямо в ресторан, где мы подкреплялись после дороги.
И в какую же пытку превратилось для меня заселение в санаторий им. Анджиевского в г.Ессентуки! Два часа сидения под дверями и еще столько же – беготни с бумажками по корпусам. Люди приезжают сюда не просто отдыхать, а поправлять здоровье, и попадают… в очереди.
Зайдите в любое отделение почтовой связи в Рязани, чтобы отправить заказное письмо… Попробуйте оформить земельный участок в собственность… Посетите участкового терапевта или окулиста… Наше личное время откровенно воруют, и размеры ущерба измеряются месяцами и годами.
Когда же вопрос «Ты меня уважаешь?» будет звучать у нас не только по пьяной лавочке? Чтобы оказать уважение другому человеку, не требуются миллиардные инвестиции. Начинать можно с малого. Объявлять, по какой причине задерживается рейс. Приглашать на кассу дополнительного кассира в часы наплыва посетителей. Вкручивать лампочки в темных коридорах присутственных мест, а заодно не забывать про стулья для посетителей. И самое главное – учиться делать свою работу честно, достигая в ней мастерства. Хороший продавец пирожков тоже достоин аплодисментов.