Сегодня об этих людях рассказывают тоже молодые. Тщательно записывают их воспоминания, рассматривают вместе с ними старые фотографии, на которых – молодые лица и новенькие орденские нашивки. Сегодняшние подростки вспоминают участников войны – своих прадедушек и прабабушек. Это важно. Мальчикам и девочкам интересно, как связана с той войной их семья, кто и где воевал, как жили люди в то время…
В нехитрых рассказах о прошлом, в воспоминаниях о военных годах открывается неожиданная истина: история не в летописях и скрижалях, она – рядом, в твоей фамилии, в твоем семейном альбоме. Сегодня иначе звучат старые военные песни, в них не только скорбь и печаль, но и радость Победы. Ведь когда писали многие из этих знаменитых теперь песен, о Победе только мечталось…
Мы иначе воспринимаем сегодня даже бытовые штрихи того времени: как делились хлебом, как перевязывали раненых, какие письма писали с фронта. Это важно знать потому, что это тоже история – история повседневности. Войну сегодня изучают не по сражениям и передвижениям огромных воинских соединений, не по рапортам полководцев и донесениям с фронтов, а по живым окопным воспоминаниям, письмам фронтовиков, предметам быта и таким «мелочам», о которых не принято было писать в учебниках.
Поэтому так важны эти рассказы о ветеранах, которые мы печатаем сегодня. Может быть, мы не узнаем сегодня всей правды о той войне. Но мы хотим ее узнать.
Один поэт, не вернувшийся с той войны, написал, наверное, в передышке между боями:
И пусть
Не думают, что мертвые не слышат,
Когда о них потомки говорят.
Мы говорим сегодня – они слышат.