Декабрьская погода, как это водится в последние десятилетия, то порадует нас лёгким снежком, который тут же и растает, а то и призадуматься заставит, не надеть ли (надеть, конечно же, а не одеть!) резиновые сапоги. Может, галоши где-нибудь раздобыть? Или калоши? Вот и счастье нам с вами! Пишите и говорите, как хотите! Хоть калоши, хоть галоши – всё едино. Не красота ли? А то всё сплошь ограничения: так можно, а этак – ни в коем случае.
Да, есть в нашем языке несколько пар слов, в которых разные написания являются практически равноправными. Калоши – галоши, матрац – матрас, тоннель – туннель, ноль – нуль, наверное – наверно, петербургский – петербуржский…
Но кое-какие оговорки всё-таки придётся сделать. Например, про нуль и ноль. В некоторых устойчивых выражениях используется первое слово (начать с нуля, свести к нулю). А в других – второе (ноль внимания, счёт ноль – ноль). Из пары наверное – наверно первый вариант считается книжным, второй более уместен в разговорной речи, но в последнее время активно пробивает себе дорогу в печать (хотя некоторым это и не нравится). Петербургский и петербуржский – варианты абсолютно равноправные, но… Если вы образуете подобное прилагательное от полного названия Санкт-Петербург, будьте любезны написать санкт-петербургский. И ещё. Если речь идёт об аналогичных иноязычных образованиях, то там возможен только один вариант (гамбургский, люксембургский).
Людмила Анисарова