18:13 МСК
Воскресенье
25 / 07 / 2021
370

В Московской битве

Александр Беляков в начале войны служил под Рязанью

В декабре исполняется 130 лет со дня рождения знаменитого летчика, генерал-лейтенанта авиации Александра Васильевича Белякова. Имя его и обстоятельства жизни тесно связаны с Рязанью.

Родился Беляков в Московской губернии, а вот детство и юность прошли на родине отца, в Рязани. Здесь Саша окончил 1-ю мужскую гимназию перед тем, как поступить в Петроградский лесной институт.

Потом была Первая мировая и Гражданская войны, обучение профессии летчика и героические перелеты в качестве штурмана в экипаже Валерия Чкалова. Байдуков, Беляков и Чкалов – эти фамилии в конце 30-х годов были известны всей стране, в конце жизни Александр Васильевич напишет книгу о своем знаменитом командире экипажа Валерии Чкалове в серии ЖЗЛ. После гибели Валерия Чкалова Беляков служил флаг-штурманом ВВС РККА.

18 сентября 1940 года народный комиссар обороны СССР С. Тимошенко подписал указ о формировании с 1 января 1941 года двух высших школ штурманов дальнебомбардировочной авиации. Одна из них формировалась на базе 167-го резервного авиаполка в Рязани – Первая высшая Рязанская школа штурманов ВВС Красной Армии. Начальником ее был назначен генерал-майор авиации А.В. Беляков. К обучению приступили с 1 января 1941 года, но Беляков находился в Рязани с сентября – готовил базу для школы, решал вопросы – от поставки самолетов и расширения аэродрома до размещения курсантов и их семей. Обучение было чрезвычайно интенсивным. Сам начальник школы изучил устройство новых самолетов и много летал.

Когда началась война, в место расположения школы в Дягилево прибывали «безлошадные» экипажи из других западных частей. Пришлось перестраивать всю учебную программу и перейти с подготовки бомбардировщиков на обучение штурманов для истребительной авиации. За первые три месяца войны из школы было отправлено 15 сформированных и обученных истребительных авиационных полков. Был сформирован 1-й дальнеразведывательный авиационный полк Главного командования в составе 32 экипажей. Самолеты использовались из числа тех, на которых летали курсанты в школе. До начала сентября полк совершил 174 боевых вылета. Не вернулись с задания 15 машин. Экипажи летали на разведку на запад, на глубину 500–600 километров. В их задачи входило фотографирование передвижения немецких танковых колонн, разведка аэродромов и других объектов противника. Летали без сопровождения истребителей но с боезапасом, который расходовали на обратном пути. Причем немцы не всегда опознавали наши самолеты, ведь они летели с запада. О том, в каких условиях приходилось летать воздушным разведчикам, говорит тот факт, что самолет старшего лейтенанта Чернова, например, после выполнения задания вернулся на аэродром с 75 пробоинами и снарядом в центроплане. О многих героических эпизодах, в которых участвовали летчики из Дягилева и близлежащих аэродромов, рассказывает А.В. Беляков в своей книге «Полет сквозь годы».

Когда немцы рвались к Михайлову и Рязани, пришлось летать на разведку на более близкие расстояния. Полковник Д.Н. Онискович рассказывал, как в одном из таких полетов его экипаж заметил колонну немецких танков, которые двигались в сторону Рязани – на Михайлов. Штурману удалось сфотографировать колонну, радист передал на КП, что танки движутся не на Москву, а в обход ее, на Михайлов. Об этом доложили Сталину, Сталин потребовал дополнительной разведки и снимков. Пришлось совершить дополнительный полет и с малой высоты сфотографировать колонну. Когда Онискович вернулся на аэродром в Дягилево, его встречал Беляков. Он приказал пересесть на «По-2», перелететь на аэродром в Михайлове с генералом Дроновым, затем доставить генерала в штаб 1-й армии. «Когда мы сели в Михайлове, к самолету подбежал механик и доложил, что танки находятся всего в двух километрах».

Именно тогда произошла известная история, в которой механик слил оставшееся на аэродроме в Михайлове топливо, чтобы не досталось немцам, и поджег его. А чтобы вывезти механика, пришлось привязать его стропами парашюта к плоскости. Так и перелетели в Захарово.

Вот так приходилось летать летчикам, обученным Беляковым, в те трудные дни Московской битвы.

В ноябре 1941 года Рязанская школа штурманов была перебазирована в Среднюю Азию, потом в Троицк под Оренбургом. И только в 1944 году вернулась в Рязань как Рязанская высшая офицерская школа ночных экипажей авиации дальнего действия. А.В. Беляков весной 1945 года принимал участие в Берлинской операции в должности главного штурмана 16-й воздушной армии.

Статья опубликована в газете Рязанские ведомости в номере 215 (5502) от 15 декабря 2017 года
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы быть в курсе всех важных событий.
Изобретатель Шиловский
Из Рязани судьба привела его в Париж и Нью-Йорк
Ирина Сизова
Свобода слова
Читайте в этом номере: